Информационный сюжет – это репортажная видеосъемка, интервью с компетентными представителями организации либо общественности и дикторский закадровый текст.
Подготовка информационного сюжета
Подготовка информационного сюжета – сложный, трудоемкий процесс. С точки зрения журналиста это анализ возможностей получения необходимой информации в кратчайшие сроки и организация съемки. Фундаментом сюжета должны быть достоверные данные о событии, явлении, о котором будет сюжет. Второй шаг при подготовке сюжета – получение комментария компетентных лиц. Желательно, чтобы личность комментирующего была авторитетной. При этом следует иметь в виду, что официальные лица, например, чиновники, не всегда готовы тратить много времени на вопросы журналиста. как правило, съемочная группа может рассчитывать на очень короткий промежуток времени. Однако у многих высокопоставленных лиц есть пресс-секретари. Общение с представителями прессы входит в их обязанности.
В том случае, когда сроки подготовки информационного сюжета не так сжаты, процесс упрощается. Корреспондент имеет возможность договориться с нужными лицами о получении интервью.
Еще одна проблема, с которой журналист сталкивается в процессе подготовки сюжета – допуск на место съемок. Например, если телеканал был приглашен на городское мероприятие, сложностей не возникнет, так как организаторы заинтересованы в работе журналистов. Однако часто бывают случаи, когда представители коммерческих, государственных, общественных и других структур выступают против присутствия съемочной группы.
Телевизионный информационный выпуск – это конечный продукт коллективного творчества режиссеров, монтажеров, звукорежиссеров, операторов и т.д. Бесперебойный выход информационных телепрограмм в эфир обеспечивается десятками людей. Но все же новости делают корреспонденты, репортеры. Именно эти люди осуществляют процесс создания информации. И именно их глазами зритель видит события, а их интерпретация фактов становится общественным мнением.
Выразительные средства при подготовке информационного сюжета
Деятельность корреспондентов новостных служб подчиняется ряду требований.
В процессе подготовки информационного сюжета сбор информации, анализ и грамотная подача сообщения происходит максимально оперативно. Для этого журналисту необходимо обладать высоким уровнем мастерства. Это заключается, в первую очередь, в умелом использовании основных средств выразительности.
Первым таким средством, определяющим информационное вещание, является видеоряд. Он состоит из видеопланов. Видеопланы подразделяются на следующие виды:
- Общий, когда на телеэкране максимальное количество имеющих отношение к событию объектов;
- Средний – часть общего плана, которая приближает зрителя к основному объекту события;
- Крупный, когда на телеэкране изображается главный объект события;
- Деталь – это часть главного объекта, которая отражает суть события.
Использование видеопланов подчиняется определенным форматным принципам:
- Принцип чередования. Это классическая модель видеоряда, предусматривающая чередование виделопланов: «общий» + «средний» + «крупный» + «деталь» и в обратном порядке. Использование двух видеопланов, одинаковых по крупности, категорически не допускается;
- Принцип «Продолжительности». Длительность каждого видеоплана 3-4 секунды;
- Принцип «Соотношения видеоряда и текста». Здесь видеоряд не только иллюстрирует информационный текст, но и дополняет, обеспечивает функциональность присущего телевещанию дополнительного информационного уровня.
Использование подвижных планов допустимо только в случае крайней необходимости.
Организация видеоряда считается идеальной в том случае, когда картина события предельно ясна при выключенном звуке.
Еще одним выразительным средством информационного сюжета является текст. Он тоже подчиняется определенным требованиям.
Формат любого ТВ-канала предусматривает подчинение общепринятым нормам русского языка. Предложения должны быть емкими, лаконичными. Классическое для информационного текста предложение состоит из восьми слов.
Журналисту необходимо помнить, что в тексте не должно присутствовать деепричастных и причастных оборотов. Не допускается наличие информационного мусора и информационного шума.
Информационный мусор – употребление в тексте лексических оборотов, отсутствие которых не меняет суть излагаемой информации.
Информационный шум – употребление в сюжете дополнительных прилагательных, вводных слов, наречий и т.д.
Используется два основных вида изложения информационного текста: от общего к частному, когда журналист сначала заявляет тему описываемого события, а затем обстоятельства, предшествующие ему; и от частного к общему, когда корреспондент описывает предшествующие обстоятельства, затем заявляет суть самого события.
Журналист при создании текста информационного произведения должен избегать канцеляризмов. Язык и стиль изложения текста должны быть понятными широкой аудитории и максимально приближенными к разговорным. В целях достижения большего эффекта допустима легкая фривольность (в пределах этических норм).
Применение такого средства, как синхрон, в информационном телепроизведении подчиняется следующим форматным требованиям:
- Синхрон должен быть максимально коротким;
- Иметь эмоциональный характер;
- Информационный синхрон допускается только тогда, когда респондент выступает в роли эксперта;
- Хронометраж всех синхронов в сумме не должен превышать 20% от общего хронометража.
Синхрон функционально обозначает интервью. Так как термином интервью обозначается самостоятельный жанр, в построении информационного телепроизведения используется профессиональный телевизионный термин «синхрон».
Еще один профессиональный термин тележурналистов – стенда-ап. Его применение требует от журналиста особого внимания и творческих усилий. Корреспондент в оперативном режиме должен оценить суть происходящего, выделить основную мысль и сформулировать ее, а также уметь предвидеть дальнейший ход событий.