Почему романс относится к литературному жанру, если романсы поют? Какие признаки романса и как его отличить от других стихотворных форм?
2 ответа
-
Литература
Современное литературоведение называет романсом небольшое лирическое произведение в стихах, которое исполняется в виде песни сольно или под музыку. Особенностью романса является его мелодичность, простой синтаксис. Изначально «романсом», «романом» называли произведения на «романском языке», XV-XVI века. Позже в Испании четко выделились романсы, в современном понимании – песни и новеллы – романы, написанные в прозовой форме. Западное литературоведение считает романс произведением, аналогичным к балладе. На стихи лирического содержания накладывалась музыка, в результате чего появлялись романсы – небольшие строфические песни. Чаще всего строфа была четырехстрочной, сам стих был четырехстопным хореем. Со временем романсы стали музыкальным жанром. Уже в XVIII веке в Европе романсом начали называть стихотворные произведения небольшого размера, которые могли носить лирический, пасторальный, сентиментальный и даже комический характер. Романсы перестали исполняться соло, а в качестве музыкального сопровождения мог выступать не один инструмент, а ансамбль и даже оркестр. К XIX веку вопрос того, можно ли современный романс сопоставлять с оригинальным романским, испанским романсом – весьма спорная тема для литературоведов.
-
Литература
Немалый вклад в развитие романса сделали Гетте и Гейне – немецкие писатели и поэты. К XIX-му веку активно начали развиваться школы романса. Композиторы начали собирать произведения в вокальные циклы. В XIX-XX веках романсы становятся образцом восточноевропейской, финской и норвежской национальных музыкальных школ. Романс занимает положение, равное камерной музыке и приравнивается к ней. В это же время активно развивается бытовой романс, предназначенный для исполнения аматерами. Отдельного внимания заслуживает русский романс, появившийся в первой половине XIX века на волне романтических настроений в обществе. Во многих романсах того времени звучат цыганские мотивы, появляются новые жанры – салонные и жестокий романс. Золотым веком русского романса считается начало прошлого века. Это время подарило миру произведения в исполнении Вертинского, Панина, Плевицкой. Будучи признаком «царского общества», романс, как жанр, подвергается гонениям со стороны советской власти, но во времена Второй мировой войны романс снова возрождается как жанр «уличный романс». Во Франции XIX-XX века «романсы» называют «мелодиями», четко разделяя литературные произведения, вышедшие из-под пера композиторов и поэтов с «городскими романсами». «Мелодии» – это и есть произведения в классическом понимании «романса», «городской романс» французы отнесли к «шансону».