Литература

Что представляет собой постмодернизм в литературе? Охарактеризуйте темы, приемы и признаки постмодернизма. Кто из писателей является постмодернистом? Приведите примеры произведений.

3 ответа

  • Литература

    Постмодернизм (буквально переводится с латинского как «после современного») – это стиль общественной жизни и художественного искусства, в том числе литературы, конца XX-XXI вв. Основными признаками литературы постмодернизма являются: 1. Соединение непохожего и противоположного. 2. Отсутствие четких оппозиций, размытость противопоставлений. 3. Большое количество жанров-гибридов, которые часто не определяются однозначно. 4. Развенчание мифов, условностей, канонов. 5. Ироничность и скептицизм по отношению к традиционным ценностям. 6. Нивелирование важности личности. 7. Театрализация произведений. 8. Металингвистические игры в текстах. 9. Максимальная интертекстуальность. 10. Переосмысление исторических событий. 11. Привлечение Хаоса как части языковой игры. 12. Множество моделей, форм и «мутантных» стилей. 13. Многоуровневость текстов, рассчитанная на разную аудиторию, – от массового до элитарного. 14. «Срывание» масок автора-повествователя, его условная смерть. 15. Плюрализм смыслов и мнений. 16. Принципиальное отрицание системы и структурности.

  • Литература

    Постмодернизм как литературное направление – сложно определяемое понятие, поскольку точно до сих пор не установлены: - признаки; - границы; - значимость феномена. Описать литературный постмодернизм можно с помощью сравнения его с предыдущим стилем – модернизмом. Характеристика постмодернизма заключается в следующих основных положениях: - отрицание поиска смысла в Хаосе (главное отличие от модернизма); - пародирование поиска возможного смысла; - превознесение случайности над талантом; - выражение сомнений в авторитетности автора как создателя; - отсутствие границ между массовой и высокой культурой; - активное сопоставление несопоставимого. Современные писатели, наиболее яркие представители литературы постмодернизма: 1. С. Соколов, А. Битов, В. Ерофеев. Основной мотив творчества – парадоксальность возможных компромиссов между жизнью и «не жизнью». 2. В. Пелевин, Т. Толстая. Любители миксования реальности и фантазии. 3. В. Пьецух. Играет с границами и рамками традиционных устоев и абсурда. 4. В. Аксенов, А. Синявский, Л. Петрушевская, С. Довлатов. Для них характерны: отрицание авторитетности, описание Хаоса как органичной части Бытия, жанровая и эпохальная гибридность.

  • Литература

    Темы и приемы, характерные для литературы постмодернизма: 1. «Иронические кавычки», черный юмор. Пародийность и ирония перешли в постмодернизм из модернизма. Серьезные темы описываются в игривом ключе. Примеры: Т. Пинчон «Выкрикивается лот 49», К. Воннегут «Бойня номер 5, или Крестовый поход детей». 2. Интертекстуальность. Активные «отношения» между текстами, поскольку сочинение одного индивида не может быть изолировано от остальных мировых произведений. Выражается в отсылках, сравнениях, обсуждениях, заимствовании стиля, провокационных заявлениях. Примеры: Дж. Барт «Торговец дурманом», Х. Борхес «Пьер Менар, автор Дон Кихота», У. эко «Имя Розы», Р. Кувер «Пиноккио в Венеции». 3. Пастиш. Комбинирование элементов из других произведений. Выражается интертекстуальностью, пародией на стили произведений прошлого, «склеиванием» различных жанров, комментированием канонических сочинений. Примеры: У. Берроуз использует пастиш фантастики, детективов, вестернов; М. Этвуд использует сказки и научную фантастику. 4. Метапроза. Текст о тексте продвигает текст по нестандартному пути, создает эффект эмоциональной дистанцированости автора от повествования. Пример: И. Калвино «Если однажды зимней ночью путник». 5. Фабуляция. Смешение выдуманного и реального. Прославление вымыслов. Наличие магии, деталей из научной фантастики, мифов. Пример: С. Рушди «Гарун и Море историй». 6. Пойоменон. Демонстрирует пределы реальности и повествовательной правды. Выражается в произведениях о создании произведений. Примеры: Л. Стерн «Тристам Шенди», В. Набоков «Бледный огонь». 7. Историографическая метапроза. Изменение и додумывание реальных событий. Пример: Г. Г. Маркес «Генерал в своем лабиринте». 8. Искажение времени. Фрагментирование, нарушение линейности. Примеры: Р. Кувер «Няня». 8. Магический реализм. Соединение сновидений, мифов, запутанных сюжетных поворотов, скрытой эрудиции, шокирующих событий, причудливых лабиринтов, нелепых ситуаций. Пример: Х. Борхес «Всемирная история бесславья», Г. Г. Маркес «Сто лет одиночества». 9. Технокультура и гиперболизированная реальность. Перегруженность информацией, симуляция реальности телевидением, интернетом, мобильной связью находят отражение в произведениях постмодернистов. Пример: Д. Делилло «Белый шум». 10. Паранойя. Отрицание системы порядка и поисков этого порядка. 11. Максимализм и минимализм. Максимализм проявляется, например, в пародийном произведении, где пародируется сама пародия, или в соответствии структуры сочинения тому, что в нем изображено (фрагментация структуры отражает современное информационное общество). Минимализм проявляется в поверхностности описаний, экономии слов Пример: максимализм – Д. Уоллес «Бесконечная шутка», минимализм – В. Блинов, В. Кураш, С. Беккет.