Что представляет собой персонаж в литературном произведении? Какие бывают типы персонажей? Приведите примеры.
3 ответа
-
Литература
Термин «персонаж» французского происхождения и переводится как «личность», «лицо». Персонаж представляет собой действующее лицо в литературном произведении, спектакле, кинофильме, игре. Если говорить о литературном персонаже, то для читателя первичное значение имеет авторское описание героя, то есть его портрет. Существует несколько типов портретов литературных персонажей: 1. Описание. Детальное перечисление всех черт, которые дают одновременную характеристику персонажу. Как правило, портрет-описание комментирует повествователь. Например, описание Кирсанова в «Отцах и детях» И. Тургенева: ...человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки… На вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной. Весь облик, изящный и породистый, сохранял юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцати годов. 2. Сравнение. Скупые детали, главная особенность – сравнение персонажа с предметом или объектом. Например, портрет-сравнение Штольца в «Обломове» И. Гончарова: Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. 3. Впечатление. Почти полностью опускаются детали, основное – вызвать эмоциональный отклик у читателя. Например, портрет-впечатление Манилова в «Мертвых душах» Н. Гоголя: На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами.
-
Литература
К. Юнг, известный психиатрXIX-XX вв., почти всю свою жизнь занимался системной разработкой и толкованием архетипических образов, которые возникали у его пациентов. Позже литературоведение приняло архетипы Юнга, распознавая их сущность в литературных персонажах. Первичная юнговская система архетипов была дополнена и дифференцирует архетипы литературных персонажей следующим образом (в скобках обозначен эквивалент Юнга): 1. Ведущие. А. Протагонист (Герой). Тот, кто ищет, занимается движением сюжета. Б. Антагонист (Тень, Злодей). Тот, кто противодействует протагонисту. В. Страж (Мудрец, Наставник, Ментор). Оказывает содействие Герою, олицетворяет совесть. 2. Ведомые. А. Разум и логика. Отвечает за принятие решений. Б. Эмоция. Действует импульсивно, неконтролируемо. В. Друг. Лоялен, оказывает поддержку одному из ведущих. Г. Скептик (Трикстер). Бунтует против привычного, все время находится в состоянии сомнения. В одном персонаже, как правило, содержится несколько архетипов, поскольку чувства и эмоции не статичны, а динамичны. Смешивание характеристик разных архетипов в одном персонаже – это отражение реальной жизни и реальных людей.
-
Литература
Персонаж – это то же, что и литературный герой. Персонажи могут быть: - реальными (историческими): люди, животные; - вымышленными: мифические существа, божественные или абстрактные. Персонаж как действующее лицо интерпретируется двойственно: 1. Персонаж действия, а не описания. Речь о героях драматургических произведений, которые проявляют себя не словом, по большей части, а поступками. 2. Любое действующее лицо, противопоставленное только лирическому герою, поскольку «лирического персонажа» быть не может. Персонажи также делятся на: - главных; - второстепенных (эпизодических).