Психология

Объясните суть теории социального научения Роттера? От чего зависит поведение человека согласно этой теории?

2 ответа

  • Психология

    Теория социального научения, разработанная американским персонологомДжулианомРоттером, направлена на прогнозирование человеческого поведения. Особенность теории заключается в том, что она задействует два типа переменных: мотивационную (подкрепление) и когнитивную (ожидание). Подкреплением считается все, что вызывает движение к или от цели. Реакция человека на события окружающей среды зависит от значения или важности, приписываемых этим событиям. Подкрепления зависят не только от внешних стимулов, они получают свое значение благодаря мыслительным способностям человека. Точно так же и свойства личности, такие как потребности или черты, не могут быть единственной причиной поведения. Роттер полагал, что человеческое поведение проистекает из взаимодействия факторов окружающей среды и личностных характеристик. В теории Роттера утверждается, что предсказать поведение человека – что он будет делать и как себя вести в какой-то ситуации, можно с помощью определения потенциала поведения, которое зависит от ожидания, ценности подкрепления и психологической ситуации. · потенциал поведения – вероятность того, что поведение человека будет именно таким в какой-то определенной ситуации в связи с преследованием определенного подкрепления или набора подкреплений; · ожидание – мнение человека о том, получит ли он подкрепление после того или иного поведения в определенной ситуации; · ценность подкрепления для человека – степень предпочтения, отдаваемого каждому из подкреплений при гипотетически равных возможностях их появления; · психологическая ситуация – восприятие ситуации с точки зрения конкретного индивидуума. Роттером была предложена формула определения потенциала данного поведения в специфической ситуации: Потенциал поведения = ожидание + ценность подкрепления.

  • Психология

    В теории Роттера человек рассматривается как целенаправленный индивидуум, который стремится к получению максимального поощрения и избежанию или минимизации наказания. Поведение человека определяется целями в получении удовлетворения основных потребностей. Осознание целей и потребностей человека дает возможность определения более обобщенного прогноза поведения, чем прогноз, определенный в зависимости от ожидания и ценности подкрепления. Категории потребностей: · признание – потребность преуспевать в широком спектре деятельностей, иметь определенное социально-экономическое положение; · защищенность – потребность в помощи и ожидание защиты от других; · доминирование – потребность влиять, управлять и контролировать жизнь других людей; · независимость – потребность в принятии самостоятельных решений, самостоятельное, без посторонней помощи достигать свои цели; · любовь и привязанность – потребность в принятии, дружбе и любви других людей; · физический комфорт – потребность в физической безопасности, сохранении здоровья, отсутствии боли. Роттер предполагает, что каждая категория потребностей состоит из трех основных компонентов: · потенциал потребности – вероятность того, что данное поведение приведет к удовлетворению определенной категории потребностей; · ценность потребности – степень предпочтения человеком одной группы подкреплений другой; · свобода деятельности и минимальная цель – ожидания человека относительно получения подкрепления после произведения действий, направленных на удовлетворение какой-либо общей потребности; уровень минимальной цели относится к низшей точке, в которой подкрепление продолжает восприниматься человеком позитивно. Обобщенная формула Роттера прогноза поведения человека в повседневных ситуациях: Потенциал потребности = свобода деятельности + ценность потребности