Психология

В чем заключается теория развития Эриксона? Какие этапы развития выделены в этой теории?

2 ответа

  • Психология

    Теорию психосоциального развития Эрика Эриксона, одного из ведущих психологов ХХ века – о делении жизни человека на восемь стадий, можно назвать одной из крупнейших работ в области психоанализа и психологии в целом. Эриксон не поддерживает Фрейда, а полагает, что характер человека хотя и формируется в детстве, но не раз и навсегда, а может значительно изменяться и дальше, на каждом этапе жизненного цикла. Основные положения концепции теории были изложены в книге «Детство и общество», которая принесла Эриксону широкую известность. Теория развития Э. Эриксона охватывает все жизненное пространство индивидуума (от младенчества до старости). Эриксон подчеркивает исторические условия, в которых формируется «Я» (эго) у ребенка. Развитие «Я» неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний, культурным аспектом и системой ценностей. Эриксон сформулировал следующие положения: · Существуют психологические этапы развития «Я», в процессе которых происходит установка основных ориентиров по отношению к себе и своей социальной среде. · Становление личности не заканчивается в подростковом возрасте, а происходит в течение всего жизненного цикла. · Каждой стадии соответствуют собственные параметры развития, которые могут принимать положительные и отрицательные значения. На каждой стадии развития присутствует специфичный для нее кризис, конфликт. Позитивное разрешение кризиса способствует формированию позитивного новообразования или сильного свойства личности; негативное — деструктивного новообразования, препятствующего формированию эго-идентичности.

  • Психология

    · от рождения до года – конфликт между доверием и недоверием; · второй и третий годы – конфликт между самостоятельностью и нерешительностью; · от 4 до 5 лет – конфликт между предприимчивостью и чувством вины; · от 6 до 11 лет – конфликт между творчеством, умелостью, трудолюбием и комплексом неполноценности; · юность (от 12 до 20 лет) – идентификация личности и путаница ролей; · молодость (20-25 лет) – конфликт между близостью и одиночеством; · зрелость (26-64 лет) – конфликт продуктивности и инертности; · старость (после 60-65 лет) – конфликт интеграции и отчаяния. Теория Эриксона описывает стихийное развитие личности, включая элементы личностной деградации, не распространяется на людей, занимающихся активным личностным ростом и развитием, развивающим себя по плану и сознательно.