Психология

Расскажите, пожалуйста, о теории профессиональных интересов Э. Роу. Что является определяющим для формирования профессиональных интересов согласно этой теории?

1 ответ

  • Психология

    Теория профессионального развития Э. Роу – психоаналитическая модель развития интересов, где профессиональный выбор представлен в виде прямого или непрямого удовлетворения потребностей. Основными факторами, определяющими профессиональный выбор человека, в этой теории являются: · ориентация на теоретическую или практическую деятельность, что, соответственно, определяет направленность на высокий или низкий уровень образования; · ориентация или на людей, или не на людей (обусловлено опытом удовлетворения или фрустрации потребностей ребенка в семье). Роу исходит из того, что развитие интересов, способностей, индивидуальных особенностей происходит под влиянием атмосферы семьи в раннем детстве, в системе взаимосвязи «ребенок - родители», и оказывает влияние на последующий выбор профессии, то есть профессиональные интересы развиваются в результате взаимодействия между родителями и их детьми. Определяющими в процессе генезиса интересов признаются, во-первых, потребность ребенка в человеческом тепле, и, во-вторых, его защитные реакции на чрезмерный контроль со стороны взрослых или другие формы самоутверждения. Те потребности, которые в достаточной степени не были удовлетворены на ранних стадиях развития человека, ведут к появлению в будущем преобладающих мотивов, которые проявляются как в образе жизни в целом, так и в профессиональном выборе и поведении. Таким образом, в детстве формируется бессознательное побуждение, которое влияет на выбор людьми такой профессиональной карьеры, в которой детские, не полностью удовлетворенные потребности, могут быть выражены и удовлетворены наилучшим образом. При этом роль играет не сама первичная потребность, а отношение к ней, которое определяется взаимоотношениями родителей и детей. Основными типами таких взаимоотношений являются: · защищающий — родители балуют ребенка, слишком много делают для него, поддерживают его зависимость; · требовательный — родители концентрируются на достижениях детей, предъявляют высокие требования, при этом не задумываясь о переживаниях ребенка; · враждебный — сверхтребовательность родителей при эмоциональном неприятии; · бросающий — проявление родителями минимума заботы и эмоционального приятия к ребенку; · небрежный — родители эмоционально принимают ребенка, но при этом не очень о нем заботятся; · любящий — думают, заботятся о ребенке, принимают его и решают вместе с ним его проблемы, поощряют независимость ребенка. Этими типами отношений определяется и тип профессиональной ориентации: индивидная – предметная, защитная – незащитная, на других – на себя. Каждой ориентации интересов соответствует одна из восьми групп профессий, выделенных Э. Роу: услуги, контакты в учреждение, офисная работа, технологии, работа на открытом воздухе, наука, работа с общественностью, искусство. Например, небрежный тип взаимоотношений родителей и детей определяет ориентацию профессиональных интересов индивида на технологию – от изобретателя до разнорабочего.