Психология

Что представляет собой теория поэтапного формирования умственных действий? Какие этапы выделены в этой теории? В чем заключается практическое значение этой теории?

2 ответа

  • Психология

    Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий, которая является всемирно известной, была разработана и исследована в 1950-х годах известным советским психологом, доктором педагогических наук, профессором П. Я. Гальпериным (1902- 1988), который продолжал работу над ней до последних дней своей жизни. Предложенная в этой теории концепция представляет собой систему положений о механизмах и условиях изменений, которые связаны с образованием у человека новых образов, действий и понятий. Концепция подробно описывает этапы, необходимые для формирования умственных действий, объясняет, какие внешние преобразования должны пройти осваиваемые действия для их переноса во внутренний план. По Гальперину, для наступления любого нового умственного действия, например, воображения, понимания, мышления, необходимо сначала выполнить соответствующую внешнюю деятельность. Гальперин считал, что любая деятельность может быть названа обучением, так как выполняющий ее человек в процессе осуществления этой деятельности овладевает новой информацией и умениями, при этом получаемая им информация получает новое качество.

  • Психология

    П. Я. Гальперин процесс формирования умственных действий разделил на 6 этапов, последовательность выполнения которых основана на переходе от внешней деятельности к психологической: ·формирование мотивации обучаемого; ·предварительное ознакомление, составление схемы, ориентировочной основы действия; ·выполнение реального действия с развертыванием всех, входящих в него операций; ·проговаривание описания совершаемого действия, то есть отработка действия во внешнем плане как внешнеречевого; ·проговаривание действия "про себя"; ·превращение действия во внутренний процесс мышления, формирование умственного действия в свернутом виде. Теория поэтапного формирования умственных действий имеет огромное практическое значение, ее использование обеспечивает высокую эффективность процесса обучения, обусловленное тем, что формирование новых действий происходит легче, при этом не требуется заучивание нового материала, так как он усваивается в процессе путем непроизвольного запоминания.