Психология

Что такое мотивация и что рассматривается в теориях мотивации? Назовите наиболее известные теории мотивации. В чем суть теории мотивации Ю. Кюля?

2 ответа

  • Психология

    Мотивация (от латинского «moveo» – двигаю) — побуждение к действию, процесс внутреннего управления поведением человека, включающий совокупность мотивов, поддерживающих, направляющих и определяющих поведение. В теориях мотивации рассматриваются и анализируются факторы, которые влияют на мотивацию – что именно может побудить человека к определенной деятельности. Большинство теорий мотивации можно разделить на две большие группы: содержательные и процессуальные теории. Первые из них рассматривают внутренние побуждения, на которых основано поведение человека, вторыми рассматриваются законы организации мотивированного поведения, связь мотивов с процессами восприятия, познания, коммуникации. Существует более пятидесяти различных мотивационных теорий, к наиболее известным из них относятся: пирамида потребностей А. Маслоу, двухфакторная модель Ф. Герцберга, теория потребностей К. Альдерфера и другие.

  • Психология

    В теории мотивации, выдвинутой западногерманским психологом Юлиусом Кулем (J. Kuhl, варианты написания фамилии на русском языке: Куль, Кюль), в которой развивается модель Дж. Аткинсона (вероятность х ценность), новым следует считать отказ от понятия «воля» и замена его новым понятием «контроль действий». По теории Куля, для выполнения деятельности у субъекта должна присутствовать, кроме соответствующих мотивации и способностей, также выраженность контроля действия, который описывает не только волевую регуляцию, но и всю совокупность процессов, опосредующих осуществление намерения. По Кулю, намерение представляется единой системой настоящего, будущего и текущего состояний, которые, соответственно, обусловлены процессами: инициации, начинания действия; опосредованного представления цели и методов ее достижения; с контролем прошлых и будущих событий, которые могут повлиять на реализацию действия. Если все перечисленные элементы являются активированными в равной мере, то такое намерение будет полноценным, а реализация действия – наиболее результативной. То есть, для того чтобы сформировалось полноценное намерение, субъекту должна быть представлена однозначная связь мотива, цели и способов ее достижения. Отсутствие или недостаточно высокая степень активации какого-то из элементов влечет повышение внимания субъекта к этому элементу, происходит дополнительная обработка связанной с ним информации. Все это приведет к формированию неполноценного, невоплощенного в действие намерения. Такие намерения остаются активированными, при этом занимая необходимые для реализации актуального действия ресурсы оперативной памяти, то есть напрямую мешают этой реализации. Исследования Ю. Куля показали, что склонность к образованию неполноценных намерений у людей разная, он выделил две основные группы субъектов: ориентированных на состояние и ориентированных на деятельность. Первые из них чаще испытывают трудности в реализации намерений, постоянно обнаруживают мысли о незавершенных намерениях или своих неудачах. Вторые же не испытывают эмоции, которые могут мешать реализации намерения, управление действием осуществляется непроизвольно, автоматически, так как в его основе лежит полноценное намерение и нет необходимости постоянно контролировать его сознанием. Теория мотивации Ю. Куля рассматривается в его книге «Мотивация, конфликт и контроль действия» – «Motivation, Konflikt und Handlungskontrolle».