Психология

В чем заключаются основные тезисы теории моральной ответственности авторства Жана Пиаже?

2 ответа

  • Психология

    Выдающийся швейцарский философ и психолог Жан Пиаже выдвинул свою теорию формирования моральной ответственности человека. Свои выводы он сделал на основании множества исследований суждений детей разного возраста. В качестве предмета суждений выбирались прочитанные детям рассказы, которые описывали случаи лжи, воровства или нечаянных поступков персонажей. Детям предлагали дать оценку соблюдения персонажами принятых общественных норм. В результате исследования были выделены две стадии развития ответственности. Для младшей группы оказалась более характерной «объективная ответственность», при которой оцениваются не намерения и мотивы, а последствия поступков. У детей, достигших семилетнего возраста, было отмечено начало формирования «субъективной ответственности», для которой характерна оценка поступков на основе их мотивов и намерений без учета внешних обстоятельств.

  • Психология

    Ж.Пиаже внес большой вклад в развитие психологии как науки. Более всего ученого занимали вопросы развития мышления ребенка. Проводя целенаправленные тесты, тщательно подбирая задачи для детей различного возраста и исследуя полученные в ходе экспериментов научные материалы, ему удалось сформулировать стройную теорию моральной ответственности. Здесь автор зафиксировал определенные этапы и особенности формирования у детей различной оценки событий. Ученого интересовали периоды, когда у ребенка формируется переход от осознания сформированной окружением ответственности за последствия содеянного, до оценки мотивов, намерений и внешних обстоятельств, в среде которых происходят поступки. Ж.Пиаже ввел в обиход понятия объективной и субъективной ответственности, определил главенствующую роль ближайшего окружения в развитии ребенка.