В чем сущность и содержание принципа единства сознания и деятельности в психологии? Какие функции выполняет этот принцип?

3 ответа

  • В психологии дефиниции сознания и деятельности являются центральными. Принцип единства этих понятий стал разрабатываться в 30-е гг. ХХ века. Приверженцы концепции о принципе единства сознания и деятельности в СССР: С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов. Первоначальные разработки указывали на то, что сознание и деятельность представляют собой «не тождество… а органическое целое». Основные положения концепции принципа: 1) Деятельность не существует без сознания и наоборот. 2) Через продукты деятельности возможно объективно изучать сознание, то есть разнообразные психические процессы и явления. Принцип единства сознания и деятельности заключается в следующем: сознание и психика конкретной личности формируются и проявляются в деятельности. Психические особенности индивида – это и первопричина, и результат его поведения, то есть деятельности.

  • С. Л. Рубинштейн утверждал, что сознание человека – это характеристика деятельности внутреннего порядка, а деятельность (поведение) – характеристика психики и сознания. После того, как был выдвинут это принцип, почти все психологические доктрины были пересмотрены, поскольку до этого эти два узловых понятия – сознание и деятельность – рассматривались в изоляции друг от друга. Открытие принципа единства сознания и деятельности позволило психологам определить многие законы психики и ее закономерности через исследование поведения. Применение принципа единства сегодня позволяет разрабатывать аппарат терминов психологии как науки и создавать инновационные методы конкретно-научных исследований.

  • Психология

    Принцип единства сознания и деятельности является основополагающим в психологии. Психические функции формируют «отражение» в индивиде внешнего мира, то есть его «идеальную» модель. И это же «отражение» является основным влияющим фактором в формировании поведения (деятельности) человека. Именно этот процесс называется сознанием индивида. Взаимовоздействие сознания и деятельности в рамках принципа единства выражается так: объективный мир в сознании человека превращается в идеальное, после чего это же идеальное превращается в реальное, выраженное деятельностью. Сознание является неотделимым продуктом развития человека. Развитие предполагает приобретение опыта, переосмысление жизни и принципов. Именно опыт и переосмысление порождают мотивы человека к любой деятельности, определяют его поведение, формируют умение ставить задачи и цели. Так проявляется сознание на практике. С. Л. Рубинштейн указывает на то, что индивид в своей деятельности проявляется как личность, в ней он «созидается и определяется». И наоборот: деятельностью можно формировать личность и определять направление ее психического развития.