Каковы критерии периодизации психического развития? Чем характеризуется каждый из этапов? Какие существуют концепции периодизации?
3 ответа
-
Психология
Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина на сегодняшний день является общепринятой в российской науке и включает характеристику особенностей развития человека от рождения до 17 лет. Дальнейшая периодизация считается невозможной, поскольку у каждого человека свой, слишком отличный от других, жизненный путь.
-
Психология
Критерии, которыми руководствовался Д. Б. Эльконин при разработке периодизации психического развития: 1) Демонстрация личности в обществе, социальные предпосылки для формирования того или иного качества. 2) Специфические показатели ведущей деятельности. 3) Возрастные новообразования. 4) Динамическое соотношение линий развития: операционно-техническая и мотивационно-потребностная.
-
Психология
Д. Б. Эльконин разделил детство на три больших этапа. Переход из одного этапа в другой характеризуется кризисом личности. Этапы делятся на периоды, а периоды – на фазы. В общем виде разработанная Элькониным периодизация выглядит так: 1) Этап раннего детства (0-3 года). Начинается с кризиса новорожденного, который заканчивается в 2 месяца. Формируются первые психические процессы и явления. Этап делится на: А. Период младенчества (2 месяца-1 год). Эмоциональная близость с матерью. Открытие собственного Я. Формируется восприятие и различные моторные функции. Кризис 1 года. Б. Период раннего детства (1-3 года). Появляется самостоятельность, повышается стремление взаимодействовать с окружающими предметами. Развивается речь и автономность. Кризис 3 лет. 2) Этап детства (3-11 лет) делится на: А. Период дошкольного детства (3-7 лет). Взрослый становится образцом, усваиваются понятия добра и зла. Формируется внутренняя позиция и мотивация. Кризис 7 лет. Б. Младший школьный возраст (7-11 лет). Формирование нового взрослого человека, воли и теоретического мышления, стремление овладеть знаниями и новыми понятиями. Кризис 12 лет. 3) Этап подростничества (12-17 лет) делится на: А. Младший подростковый возраст (12-15 лет). Расширение сферы социального взаимодействия и общения. Идентификация себя как взрослого человека. Кризис 15 лет. Б. Старший подростковый возраст (15-17 лет). Стремление выбрать будущую профессию, принятие определенных ценностных принципов. Кризис 17 лет.