Маркетинг

Чем метод включенного наблюдения отличается от невключенного?

3 ответа

  • Маркетинг

    Наблюдение – это социологический метод исследований, который используется в маркетинге для отслеживания и регистрации значимых параметров объектов. Он характеризуется регулярностью и организованностью. Отталкиваясь от степени включенности наблюдателя, выделяют два вида наблюдения: включенное и невключенное. Первое предполагает, что тот, кто проводит исследование, становится частью группы и находится в прямом контакте с представителями аудитории. Невключенное исследование предполагает, что важные характеристики наблюдатель подмечает со стороны. Он не рассказывает участникам о цели своего присутствия.

  • Маркетинг

    Отличие между включенным и невключенным наблюдением понятно из названия. В первом случае исследователь «включен» в процесс. Он сам становится частью ситуации, которая подлежит изучению. Во втором случае он максимально абстрагирован от объектов исследования и не говорит им о своей миссии. При выполнении включенного наблюдения, исследователь выполняет одну из 4 ролей: · «Участник - скрытый наблюдатель» – притворяется потребителем. Классический пример – тайный покупатель. · «Участник и открытый наблюдатель» – взаимодействует с группой, участники которой знают о его роли. · «Открытый наблюдатель» – следит за участниками процесса, но не принимает в нем участие. Например, он наблюдает за работой промоутера и фиксирует данные. · «Скрытый наблюдатель» – находится вне поля зрения объекта и не взаимодействует с ним. Эту роль он избирает для изучения последовательности действий при совершении покупки или маршрутов передвижения по торговому залу.

  • Маркетинг

    Включенное наблюдение – это инструмент сбора информации в ходе изучаемого явления, когда исследователь сам является его частью. Он позволяет получить предварительное представление о предмете или подтвердить информацию, полученную с использованием других методов. Невключенное наблюдение означает, что непосредственного участия в процессе исследователь не принимает.