Маркетинг

Что такое олигополистическая конкуренция, чем она отличается от других видов конкуренции и в чем ее особенности?

3 ответа

  • Маркетинг

    Олигополистическая конкуренция является одним из типов конкуренции, при котором на рынке существует всего несколько продавцов, а покупателей – неограниченное количество. Для входа на рынок приходится преодолевать ощутимые барьеры.

  • Маркетинг

    Олигополистическая конкуренция существует на олигополистическом рынке, который работает по принципам несовершенной конкуренции. Олигополия может развиться и на рынке совершенной конкуренции, если в отрасли появляются выраженные доминантные лидеры. Продукция, представленная на олигопольном рынке, – идентичная, но имеет определенную дифференциацию. Примером компаний, формирующих олигипольный рынок, могут стать авиаперевозчики, производители автомобилей, операторы мобильной связи. Основным инструментом получения прибыли у компаний, которые функционируют на подобном рынке, становится цена. Вход на рынок весьма затруднительный. Во-первых, олигопольный рынок, как и монопольный, регулируется на государственном уровне, но не так существенно, во-вторых, для входа на рынок необходимы большие денежные затраты: получение лицензии, регистрация торговой марки, затраты на рекламу и разработку продукции. Сам по себе уровень конкуренции на олигипольном рынке – крайне высокий: для получения прибыли необходимо предложить потребителям нечто новое, лучшее, но такое, чем каждый пользуется в повседневной жизни. Обязательным условием существования на рынке, функционирующим по принципу олигополистической конкуренции, является предоставление абсолютно достоверной информации о продукции в полном объеме, что позволяет конкурентам легко отслеживать предложенный конкретной компанией продукт, быстро менять тактику и корректировать стратегию дальнейшего функционирования.

  • Маркетинг

    Различают два типа олигополистических стратегий: кооперативную и некооперативную. При использовании кооперативной стратегии, конкуренты имеют определенные договоренности, которых придерживаются в процессе взаимного существования на рынке. Каждая из стратегий имеет свои специфические модели. Картельная модель основывается на сговоре участников рынка (продавцов) относительно цен на товары и услуги. Сговор дает возможность максимизировать прибыль и получать максимальную власть в определенных сегментах олигополистического рынка. Использование картельной модели приводит к тому, что каждый из участников олигопольного рынка становится монополистом в своей нише рынка. Именно по этой причине картели запрещены на законодательном уровне. Существование картелей возможно либо вне закона, либо при регистрации на международном уровне (как картель «ОПЕК»). Модель лидерства по ценам или по объему отличается тем, что среди общего количества фирм-участников рынка выделяется та, которая предлагает либо самую выгодную цену, либо «берет количеством». Остальные фирмы-участники рынка, вынуждены следовать заданной тенденции. По модели Курно, компании самостоятельно делают анализ и прогноз рынка. Основываясь на результатах исследований, компании принимают решение относительно того, сколько производить, сколько продавать и по какой цене. В случае проведения неправильного анализа и выбора ошибочной стратегии, компании корректируют текущую тактику, пытаясь стабилизироваться на рынке. По модели ценовой войны (модель Бертрана) каждая компания, функционирующая на олигополистическом рынке, должна стремиться завоевать большую долю рынка, став крупнее, сильнее, и в итоге вынудить конкурентов выйти из игры. Основным инструментом войны является демпинг – понижение цены. Более крупные компании могут получать сверх прибыли от эффекта масштаба, продавая большее количество продукции по минимальной цене. В результате, компания становится абсолютным лидером на рынке – монополистом. Модель всеобщей зависимости предполагает, что каждая компания следит за конкурентом, чтобы иметь возможность своевременно отреагировать на возможные изменения на рынке. Модель всеобщей зависимости имеет больше всего шансов трансформироваться в модель ценовой войны.