Чем монополистическая конкуренция отличается от монополии и как монополия вообще может быть конкурентной?
3 ответа
-
Маркетинг
Монополистическая конкуренция – это соперничество среди большого количества компаний-конкурентов, которые предлагают рынку самые разнородные продукты и не ориентируются на принцип справедливого ценообразования. Монополистическая конкуренция – это промежуточный тип конкуренции между чистой и олигополистической конкуренцией.
-
Маркетинг
Монополистическая конкуренция является типом рыночной структуры – несовершенной конкуренции. Данный тип конкуренции не только является наиболее распространенным в условиях реального рынка, но и тяжелее поддается изучению и анализу. Монополистическая конкуренция практически не поддается экономико-математическому моделированию. Причиной этому служит специфика каждого отдельного участника рыночных отношений, наличие индивидуальной стратегии развития, особенности выбор и сложность поведенческого фактора, который отвечает за то, как будут вести себя потребители.
-
Маркетинг
Впервые теорию о монополистической конкуренции выдвинул американский экономист Эдвард Чемберлин еще в 1933 году. Согласно теории Чемберлина, каждая фирма, предлагая рынку дифференцированный товар, имеет определенную долю монопольной власти. Она может регулировать уровень цены на собственную продукцию, учитывая настроения рынка и поведение конкурентов. Власть компаний ограничивается тем, что производителей аналогичных товаров – неограниченное количество, а вход на рынок и выход из него – свободные. Соответственно, монопольная свобода – ограничена. К примеру, покупатели готовы платить больше за брендовые вещи, которые славятся своим качеством. Производители годами борются, чтобы быть лучшими в своем сегменте рынка. В случае если ценовая политика компании будет слишком агрессивной, то ни имя бренда, ни качество продукции, ни привычка покупателей – не заставят их смириться с необоснованным ростом цены, ведь аналогичного товара, который имеет лишь незначительные уникальные свойства на рынке представлено достаточное количество. Рынок монополистической конкуренции имеет определенные свойства. Сам по себе рынок, работающий в условиях монополистической конкуренции, формируется предложением большого количества компаний, как и при совершенной конкуренции. Барьеры для входа-выход – незначительные. Сложность заключается в том, что уникальность товара должна быть подтверждена: регистрация торговой марки, патентирование идеи и другое. Выживание на рынке в долгосрочном периоде требует от производителей постоянного усовершенствования и разработки новой и новой продукции, которая может отличаться своими качественными характеристиками от товаров предыдущих серий или же быть кардинально другой (горизонтальная и вертикальная дифференциация). Участники рынка (покупатели) должны иметь полный доступ к информации о продукции, с одной стороны. С другой стороны, продавцы должны обеспечить полный доступ покупателей к информации о продукции и обеспечить ее абсолютную достоверность и полноценность. Цена не является основным инструментом в борьбе за потребителя. На рынке монополистической конкуренции реклама – наиболее мощный и эффективный инструмент продвижения товаров и услуг, соответственно, – получения прибыли.