Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности управления персоналом в сфере услуг

Специфика сферы услуг

Определение 1

Управление персоналом – это специализированная деятельность, направленная на контроль и координацию работы наемных сотрудников организации.

Прежде чем описывать специфику менеджмента сферы услуг, требуется обозначить характерные черты этой сферы деятельности, её отличие от других сфер, в частности, сферы материального производства.

Специфические особенности сферы услуг проявляются, в первую очередь, в характерных особенностях самих услуг. Услуги отличаются гетерогенностью, неосязаемостью, несохраняемостью и неотделимостью процесса предоставления услуги от её потребления. Ряд исследователей противопоставляет услуги и продукцию. На самом деле, чистые товары и услуги представляют собой скорее научную абстракцию. Большая часть реальных торговых предложений сочетает в себе осязаемые и неосязаемые элементы. Поэтому использование термина «организация сферы услуг» требует некоторой осторожности. Также необходимо учитывать, что услуги можно разделить на категории, например:

  • услуги, связанные с товарами,
  • услуги, основанные на человеческом труде,
  • услуги, основанные на применении оборудования.

Итак, специфика услуг проявляется в следующем:

  1. Неосязаемость услуг затрудняет демонстрацию потребителю ожидаемых результатов и качества оказания услуги до непосредственного начала процесса обслуживания. Поэтому руководители должны уделять особое внимание как процессу оказания услуги, так и другим факторам, косвенно указывающим на качество услуги. В сфере услуг некоторые факторы намного важнее, чем в производственных отраслях. Среди таких факторов можно отметить расположение и интерьер помещения, дизайн и удобство оборудования, поведение и внешний вид сотрудников, режим работы компании,
  2. Гетерогенность услуг затрудняет их стандартизацию. В некоторых случаях провести стандартизацию в принципе невозможно. Это делает неприемлемым использование традиционных для производственной сферы методов планирования, контроля и мотивации сотрудников, базирующихся на нормах и нормативах. Крайне сложно даже просто проконтролировать качество оказания услуги, поскольку на него влияют не только трудовые и материальные факторы организации, но и конкретный клиент,
  3. Несохраняемость услуг, которая рассматривается как одна из ключевых проблем менеджмента сферы услуг. Для услуг с относительно стабильным спросом эта проблема менее актуальна, а в случае с сезонными услугами из-за несохраняемости услуг, невозможности создать запас, резко снижается эффективность деятельности. Компания вынуждена или недополучать доходы в периоды пикового спроса, или оплачивать простои сотрудников и оборудования в периоды низкого спроса,
  4. Неотделимость предоставления услуг от потребления заставляет руководителей решать специфические задачи, связанные с участием потребителей в оказании услуги. Персонал должен внимательно и чутко относиться к клиентам. Приходится создавать благоприятные условия как непосредственно обслуживаемым клиентам, но так и другим, в том числе, ожидающим своей очереди на обслуживание. Требуется построить систему контроля работы сотрудников, очищенную от факторов, обусловленных характеристиками клиента. Поскольку многие услуги предоставляются только в присутствии клиента, важно выбрать режим работы, удобный для целевой аудитории. В разных услугах степень вовлеченности потребителя варьируется, что обуславливает особенности применяемых методов менеджмента
«Особенности управления персоналом в сфере услуг» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Разнообразием отличаются не только виды услуг, но и оказывающие их организации. Услуги могут оказывать государственные учреждения, некоммерческие и коммерческие структуры.

Предоставлением услуг занимаются не только специализированные сервисные фирмы, но и производственные компании. На многих производственных предприятиях целые отделы занимаются услугами, например, маркетингом, проектированием, финансами, консультированием потребителей и иным послепродажным обслуживанием. Таким образом, фокус деятельности переносится на услуги.

Услуги могут быть ориентированы как на отдельных потребителей, так и на потребности организаций.

Между ростом доходов населения и ростом спроса на разнообразные услуги действует прямая зависимость. Ярче всего это проявляется в спросе на услуги, освобождающие от рутинных обязанностей, а также связанные с досугом.

Ключевые направления управления персоналом в сфере услуг

Основными направлениями, по которым должно осуществляться управление персоналом в сфере услуг, являются:

  1. Управление качеством услуг. Среди показателей качества услуг основными являются:

    • профессионализм услуги, включающий уровень квалификации и профессиональной подготовки сотрудника, знание и соблюдение им деловой этики,
    • эстетические показатели, включая внешний вид персонала, тактичность и вежливость, четкость и грамотность речи, способность вызывать доверие и формировать психологический комфорт,
  2. Управление производительностью в сфере услуг, предполагающее использование методов и инструментов, направленных на повышение результативности и объёма деятельности. Каждый сотрудник должен стремиться максимально заинтересовать клиентов, тем самым повышать производительность и приносить прибыль компании. Руководство должно следить за производительностью в коллективе,

  3. Мотивация сотрудников. Материальная мотивация должна учитывать как количество обслуженных клиентов, так и качество обслуживания. Хотя важно быстро решить вопросы клиента, это не должно лишать обслуживание индивидуального подхода в каждом конкретном случае.

Стоит отметить, что постепенное развитие новых технологий, освоение новых рынков, повышение потребности в знаниях в различных областях, появление новых объектов для изучения, - всё это будет приводить к появлению новых профессий в каждой из сфер. Исходя из этого, спрос на качественный персонал различного рода специализаций так же будет расти.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 17.01.2022
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot