Независимая оценка качества медицинской помощи - это форма общественного контроля, которая способствует информированию граждан о качестве условий предоставления медицинских услуг и повышению качества деятельности медицинских организаций.
Понятие, цели и критерии независимой оценки качества медицинской помощи
Сфера здравоохранения является одной из самых значимых областей общественной жизни. Ее функционирование имеет особое значение, поскольку его результаты отражаются в состоянии здоровья людей.
В связи с этим повышение качества медицинской помощи, которая оказывается пациентам в медицинской организации, является одной из главных задач, стоящих перед правительствами государств и современным обществом в целом. Существует несколько способов решения указанной задачи. Так, один из способов предполагает проведение независимой оценки качества оказания медицинской помощи.
Она представляет собой одну из форм общественного контроля. Главными целями ее проведения являются, во-первых, информирование населения об уровне качества оказываемых медицинских услуг, во-вторых, повышение качества деятельности медицинских организаций. Это означает, что экспертиза и контроль качества и безопасности медицинской деятельности и медицинской помощи не осуществляются в рамках независимой оценки.
Качество медицинской помощи в медицинской организации оценивается в независимой форме путем изучения условий оказания медицинских услуг с точки зрения следующих общих критериев:
- открытый и доступный характер информации о медицинской организации и ее деятельности по оказанию медицинской помощи и предоставлению медицинских услуг;
- комфортность условий оказания медицинской помощи и предоставления медицинских услуг (примером подобного условия является время ожидания);
- доброжелательность и вежливость медицинских работников;
- удовлетворенность условиями, процессом и результатами оказания медицинской помощи и предоставления медицинских услуг.
Обеспечение независимой оценки качества медицинской помощи
Когда проводят независимую оценку качества медицинской помощи в медицинской организации, зачастую пользуются общедоступной информацией, которая в том числе публикуется в виде открытых данных. В целях создания благоприятных условий для проведения независимой оценки структурами общественных палат учреждаются специализированные общественные советы. В их состав, утверждаемый сроком на три года, входят представители общественных организаций, которые призваны защищать права и интересы граждан.
Общественные советы проводят независимую оценку качества медицинской помощи в отношении одной и той же медицинской организации, с одной стороны, не чаще чем один раз в год, а с другой стороны, не реже чем один раз в три года. Впоследствии результаты проведенной оценки передаются общественными советами в уполномоченные органы власти вместе с предложениями об улучшении деятельности медицинских организаций.
Кроме того, уполномоченными органами власти и медицинскими организациями обеспечивается техническая возможность для того, чтобы пациенты выражали свои мнения о качестве условий оказания услуг медицинскими организациями. Так, ими на своих официальных сайтах размещается анкета в виде интерактивной формы.
Особенности независимой оценки качества медицинской помощи
Независимая оценка качества медицинской помощи в обязательном порядке проводится в отношении тех медицинских организаций, которые принимают участие в осуществлении государственной программы гарантирования гражданам оказания медицинской помощи на бесплатной основе. Причем ведомственная принадлежность и форма собственности медицинских организаций в данном случае не играют никакой роли.
С учетом приведенного требования уполномоченные в области здравоохранения органы государственной власти направляют в соответствующие общественные советы сведения о тех медицинских организациях, которые в текущем году принимают участие в реализации на территориальном уровне указанной выше программы. Эти сведения используются в качестве основания для составления плана проведения в текущем году независимой оценки медицинских организаций. Этот план вместе с перечнем включенных в него медицинских организаций подлежит опубликованию (прежде всего, на официальных сайтах).
Общественные советы в конце каждого календарного года на основании анализа информации, которая представлена на официальных сайтах медицинских организаций, а также получена в результате анкетирования пациентов, производят в отношении каждой медицинской организации расчет показателей, отражающих качество оказания медицинской помощи и предоставления медицинских услуг:
- по критерию «Открытость и доступность информации об организации» - соблюдение опубликованных сведений о медицинской организации установленным требованиям, обеспечение дистанционных способов взаимодействия медицинской организации с получателями медицинских услуг;
- по критерию «Комфортность условий предоставления медицинских услуг, включая время его ожидания» - отсутствие очередей, своевременность медицинского обслуживания, доступность записи на прием к врачу, доступность отвечающих основным санитарно-гигиеническим требованиям помещений и питьевой воды;
- по критерию «Доступность услуг для инвалидов» - наличие адаптированной территории и помещений, дублирование информации, наличие возможности сопровождения;
- по критерию «Доброжелательность, вежливость работников медицинской организации» - доля пациентов, которые удовлетворены доброжелательностью и вежливостью медицинских работников;
- по критерию «Удовлетворенность условиями оказания услуг» - доля пациентов, которые в целом удовлетворены условиями медицинского обслуживания.