Образование туристского предложения происходит на предприятиях туристской отрасли. Туристская отрасль, являясь объектом туризма, состоит из трех компонентов:
- туристский регион,
- туристская организация,
- туристское предприятие.
Туристский регион
Туристский регион - это географическое место, располагающее обширной сетью специальных строений и услуг для организации отдыха, оздоровления или учебного процесса. Регион туризма считается самостоятельным только имея все необходимые сооружения для пребывания, питания, размещения и организации досуга туристов.
Туристский регион одновременно является и целью путешествия, и туристским продуктом. Он представляет собой конкурентоспособную единицу и единый туристский продукт.
Рассматривая туристский регион с позиции требований отдыхающих, выделяют четыре параметра, которые важны для туристов:
- место,
- ландшафт,
- жилье,
- экскурсии.
Туристский регион по содержательной части можно разделить на:
- туристские места широкого профиля - административные и промышленные комплексы, образовательные центры, транспортные системы,
- туристские места узкого профиля - территории с расположенными на них туристскими достопримечательностями.
Именно туристские места узкого профиля являются самоцелью поездки в туристские места (регионы).
Сфера деятельности туристского места включает:
- коммуникацию и сбыт,
- проведение туристских мероприятий,
- подготовку и эксплуатацию туристских сооружений,
- планирование туристской инфраструктуры.
Туристские организации
Туристские организации - это организационные структуры, участвующие в процессе туристского менеджмента, включающие государственные и частные организации на региональном, национальном, международном и частично местном уровне.
Функции туристских организаций:
- планирование развития туризма,
- координация сбыта туристского продукта.
Одним из видов туристской организации является рекламный центр, привлекающий иностранных туристов и организовывающий рекламные туры.
Функционально сложно разделить частную и государственную стороны деятельности туристских организаций коммунального уровня. В настоящее время формированием инфраструктуры, обслуживанием гостей и рекламой, посредническими услугами занимаются частно-правовые организации:
- информационные центры,
- туристские объединения,
- туристские управления,
- общества с ограниченной ответственностью,
- открытые акционерные общества.
Членами этих организаций становятся в основном торговые и гостиничные предприятия, фирмы и лица, заинтересованные в развитии туристической деятельности своего региона.
Туристские объединения и управления различаются по типу финансирования:
- за счет государственного бюджета,
- за счет доходов от деятельности частных организаций и членских взносов.
Среди частных туристских организаций можно выделить:
- организации гостиничного и ресторанного бизнеса,
- объединения туристских посредников,
- рекламные организации по привлечению иностранных туристов,
- частные туристские организации местного уровня.
Туристские предприятия
Среди туристских предприятий выделяют:
- предприятия сферы первичных услуг - оказывают исключительно туристские услуги,
- предприятия сферы вторичных услуг - предприятия, занимающиеся несколькими направлениями коммерческой деятельности и получающие доход не только от деятельности в туристской сфере.
В основе этой классификации лежат:
- функциональная роль предприятия,
- общность спроса клиентов,
- объем и удельный вес предлагаемых предприятием туристских услуг.
Предприятия сферы первичных услуг:
- туроператоры,
- туристские посредники,
- гостиничные предприятия,
- транспортные предприятия, специализирующиеся на транспортировке туристов,
- прочие предприятия (страховые компании, рекламные агентства, кредитные учреждения, производители товаров для отдыха и туризма и т.д.).
К предприятиям сферы вторичных услуг относят:
- предприятия сферы питания,
- транспортные предприятия общего назначения.