Понятие общественности в туризме
В практике паблик рилейшнс одним из основных является понятие «общественность». В наиболее общем виде под общественностью в туризме подразумевают любую группу людей или отдельных личностей, связанных с жизнедеятельностью туристского предприятия.
Понятие «общественность» туристского предприятия включает:
- собственных работников и служащих,
- партнеров,
- потребителей,
- окрестных жителей,
- работников средств массовой информации,
- государственных служащих,
- выдающихся личностей и т.п.
Данные группы лиц решают разнообразные проблемы, связанные с деятельностью предприятия сферы туризма:
- обеспечивают руководство компании информацией об общественном мнении,
- оказывают помощь туристской фирме при разработке ответной реакции на общественное мнение.
В качестве ответных мер могут рассматриваться:
- обеспечение деятельности менеджеров компании в интересах общественности,
- при помощи заранее предусмотренных тенденций, поддержание компании в состоянии полной готовности к возникновению различных перемен;
- использование исследований и открытого общения в качестве основных средств деятельности.
В PR общественность часто понимается как «аудитория». В случае, когда отдельная общность людей рассматривается в качестве объекта конкретных форм влияния, например, как пассивный получатель информации, обращений, посланий, линии поведения какого-либо лица или рекламируемой организации.
Целевые группы туристской индустрии
С точки зрения PR пассивная аудитория представляет интерес для специалистов по связям с общественностью. Любая пассивность аудитории означает, что в организации не все благополучно из-за просчетов в области паблик рилейшнс. Поэтому постоянно разрабатываются и активно реализуются различные по продолжительности PR-кампании, направленные на превращение пассивной аудитории в активную, реагирующую на линию поведения, политику, продукцию данной туристской организации. Именно такая активная аудитория и оказывается общественностью.
В системе связей с общественностью определение целевых групп выполняют PR-работники, эти названия носят, как правило, абстрактный характер с целью удобства их использования при планировании различных PR-программ. Каждую группу необходимо идентифицировать и сформировать под нее пиар-программу, характеризующуюся индивидуальными:
- целями,
- стратегией,
- тактикой реализации.
Наиболее полезными для программы public relations являются определения целевых групп общественности, основывающиеся на понимании:
- степени их вовлечения в проблемную си¬туацию,
- учета ее влияния на них,
- кто эти люди,
- где живут,
- к каким органи¬зациям принадлежат,
- как поступают в конкретной ситуации и т.п.
Существуют разные подходы для определении целевых групп общественности. Любой подход может использоваться отдельно или в комбинации с другими:
- географический - учитываются природные или административно-территориальные границы;
- демографический - при котором используются такие характеристики, как пол, доход, возраст, семейное положение, образование;
- психографический - основывается на психологических качествах и образе жизни;
- подход, учитывающий скрытую власть, т.е. во внимание принимаются люди, оказывающие внешне незаметное, но существенное влияние на мнения и решения других;
- статусный, основывающийся на официальном положении индивида;
- репутационный, определяющий осведомленных и влиятельных людей, исходя из соображений и мнений о них других людей;
- подход, учитывающий членство, т.е. место человека в официальном штатном расписании, его партийная принадлежность;
- подход, анализирующий роль индивидов в процессе принятия решений.
Обладая знаниями о том, что известно людям, как они себя чувствуют, что делают, в комплексе с информацией о том, кто какое положение занимает, PR-специалист составляет базу для подготовки обоснованных программных задач по работе с каждой конкретной целевой группой общественности.