Определение
Маркетинговая среда - это совокупность внешних факторов и сил, влияющих на способность туристической компании проводить успешные операции с потребителями своих целевых рынков.
Структура маркетинговой среды туристической компании:
-
внешняя маркетинговая среда:
- макросреда - это социальные силы, влияющие на микросреду;
- микросреда – это силы, действующие в сфере и непосредственно ее затрагивающие, которые могут влиять на способность обслуживания клиентов: сама фирма, клиенты, посредники, широкая общественность.
-
внутренняя маркетинговая среда.
Рассмотрим их особенности подробнее.
Внутренняя маркетинговая среда в туризме
Внутренняя среда компании - это часть маркетинговой среды, находящаяся внутри туристического предприятия и контролируемая им.
Она характеризуется следующими факторами:
- кадры (их квалификация, потенциал, подбор, обучение, совершенствование, сохранение и поддержание отношений между работниками, оценка и стимулирование труда),
- организация управления (организационные структуры, коммуникационные процессы, нормы и правила, процедуры внутри компании, иерархия подчинения, распределение прав и ответственности),
- финансы (обеспечение прибыльности, поддержание ликвидности, создание инвестиционных возможностей),
- маркетинг (ценовая стратегия, стратегия туристского продукта, коммуникационная стратегия, сбытовая стратегия).
Внешняя маркетинговая среда в туризме
К внешней микросреде относятся:
- поставщики - частные лица или фирмы, поставляющие туристической компании необходимые для оказания услуг или производства товаров ресурсы;
- посредники - организации и предприятия, которые помогают компании продвигать на рынок, рекламировать, предоставлять товар (услугу), обеспечивать организацию экскурсионного тура, сопровождение и информационное обеспечение туристов, снабжение клиентов транспортными средствами, предоставление жилья, организацию питания;
- конкуренты - под конкурентной средой понимается борьба внутриотраслевых конкурентов, конкуренция со стороны товаров/услуг-заменителей, появление потенциальных конкурентов, позиции и экономические возможности покупателей и поставщиков;
- целевые потребители - необходимо выяснить какие услуги необходимы покупателю, предполагаемый объем продаж, маркетинг должен реагировать на изменения в поведении потребителей, проводить анализ причин этих изменений, предлагать меры по приспособлению деятельности компании к новым условиям;
- контактные аудитории - это лица или организаций, воздействующие на деятельность туристической фирмы, такими контактными аудиториями являются средства массовой информации, финансовые круги, общественность.
Действуя в условиях влияния факторов внешней макросреды, компания не может оказать на них непосредственное влияние, но должна анализировать и прогнозировать их, адаптировать под них свои действия.
Внешняя макросреда включает в себя следующие факторы:
- социальные (изменение структуры и численности населения, размещение его по отдельным странам и регионам, характеристика поколений, перемены в семейно-брачных отношениях, миграция населения, региональные и национальные особенности),
- экономические (уровень экономического развития страны, изменение курса валют, инфляция, налоговая нагрузка, объем ВВП, доходы и расходы потребителей, их платежеспособность, безработица),
- технологические (новые возможности удовлетворения потребностей населения, появление новых услуг и товаров, снижение себестоимости продукции),
- конкурентные (альтернативные формы конкуренции, тенденции объединения компаний, развитие малого бизнеса в сфере туризма),
- регулирующие (законодательная и нормативная база, регулирующая сферу туризма, конкуренцию, определяющая права производителей и потребителей),
- природные (климат, флора и фауна, топография),
- культурные (духовные ценности, общественные нормы, системы социальных правил, отношения людей между собой и самим себе, к природе, труду).