Стандарты на услуги и продукцию предприятий туризма
В настоящее время понятие качества услуги или товара нормировано и определяется согласно принятых стандартов.
Стандарты на услуги и продукцию предприятий туризма устанавливают требования:
- обеспечить безопасность жизни, здоровья экскурсантов и туристов,
- определить факторы риска в туристской области.
Эти стандарты отражены в ГОСТ 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов".
Согласно требованиям ГОСТа, при оказании туруслуг требуется обеспечить допустимый уровень риска для здоровья и жизни туристов в нормальных и чрезвычайных ситуациях.
Риски в туристском обслуживании могут возникнуть при следующих условиях:
- существование источника риска;
- проявление для туриста источника риска на опасном уровне;
- воздействие источника опасности на человека.
Вредные факторы в туризме и меры их предупреждения
Для снижения травмоопасности в туризме применяют следующие мероприятия:
- используют ограждения и защитные устройства при эксплуатации подвижных механизмов, на опасных участках маршрута;
- применяют средства индивидуальной защиты;
- соблюдают эргономические требования к снаряжению и инвентарю;
- соблюдают нормативные требований к зданиям, состоянию транспортных средств при перевозке туристов;
- соблюдают правила эксплуатации инвентаря и оборудования, а также обеспечивают их безопасную работу;
- информируют туристов о возможных рисках и предупреждающих мерах.
Влияние окружающей среды характеризуется:
- температурой воздуха,
- подвижностью и влажностью воздуха,
- резкими изменениями барометрического давления.
Характеристики микроклимата в местах обслуживания туристов и средствах передвижения должны соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям.
К предупреждающим мерам от неблагоприятного влияния окружающей среды относятся:
- благоприятное время года для проведения туристского мероприятия;
- рациональное проектирование маршрута;
- сооружение на трассах маршрутов укрытий от непогоды;
- оборудование помещений и транспортных средств системами отопления, кондиционирования, автоматического контроля и сигнализации, дезодорации воздуха;
- соответствующая экипировка и средства индивидуальной защиты.
Эксплуатация объектов обслуживания должна осуществляться согласно требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.
К биологическим факторам риска относятся:
- пресмыкающиеся, насекомые и животные, переносящие инфекционные заболевания, провоцирующие ожоги, токсические и аллергические реакции,
- ядовитые растения,
- патогенные микроорганизмы и их продукты жизнедеятельности.
Для предупреждения влияния этих факторов применяют следующие меры:
- соблюдение санитарных норм и правил обслуживания;
- применение оборудования и препаратов для стерилизации, дезинфекции, дератизации, дезинсекции;
- использование знаков безопасности и соответствующей маркировки на предметах используемых для обслуживания туристов;
- проведение медицинских осмотров персонала;
- информирование туристов о видах биологической опасности, которые возможны на туристском маршруте, методах избегания этих контактов и применяемых экстренных мерах в случае получения травмы.
Каждое предприятие туризма должно разработать и утвердить планы действий сотрудников при опасных ситуациях, включая связь со спасательными органами.
Руководитель предприятия туризма ответственен за подготовленность персонала к этим действиям.
Для каждой конкретной услуги туристские предприятия должны ознакомить туристов с факторами риска и способами его предотвращения. Эта информация должна предоставляться до начала отдыха, а также в процессе обслуживания.
В рекламных и информационных материалах, информационном листке к путевке должна содержаться информация о:
- необходимом уровне личной физической подготовки туриста,
- природных сложностях туристского маршрута,
- особенностях индивидуальной экипировки.