Специфика курортного продукта
Курортный продукт подразумевает оказание услуг туристам, которые прибыли на курорты с целью отдыха, лечения и восстановления здоровья.
Многие авторы полагают, что курортный продукт – это некий синоним словосочетания «рекреационный продукт». Однако рекреационный продукт – это более широкое понятие, чем курортный продукт. Впрочем, они имеют одинаковые цели – восстановление жизненных ресурсов человека. Люди, которые «выкладываются» работе, трудятся в течение длительного времени, в дальнейшем едут на курорт с целью восстановления своих трудовых ресурсов, поднятия морального духа для продолжения дальнейшей трудовой деятельности.
В некоторых случаях понятия курортного отдыха приравнивается к комплексу товаров или услуг, которые предлагаются на определенной территории. Например, на территории России подобные услуги оказываются в Краснодарском крае. В данном случае говорят о региональном курортном продукте.
В здравоохранении также употребляется понятие санаторно-курортная помощь, которая определяется в качестве комплекса лечебно-диагностических, профилактических и реабилитационных процедур, которые выполняются медиками, а также специально обученным персоналом в специализированных курортных учреждениях. В ходе подобного лечения используются природные лечебные факторы, лечение проходит определенный контингент пациентов в рамках специальных государственных программ или на льготной, бесплатной основе. Данный вид отдыха не является социальным, однако пересекается с ним в том случае, если какая-либо организация оплачивает туристу его отдых, проживание, рекреационное лечение.
Более широким понятием являются санаторно-оздоровительные услуги, в которые входит не только проживание и лечение, но и прочие услуги, которые оказываются гражданам в оздоровительных учреждениях. При этом пансионаты, базы отдыха не являются медицинскими учреждениями, но относятся к курортным организациям.
Санаторно-курортный продукт выступает в качестве многоуровневого понятия, для его описания используется атрибутивная теория продукта Левитта-Котлера. Согласно данной теории курортный продукт рассматривается как специфическая, мультиатрибутивная модель. Графически она напоминает мишени с концентрическими кругами:
- Ядро.
- Базовый продукт.
- Дополнительный продукт.
- Расширенный продукт
Согласно данной модели в самом центре находится польза или выгода, которую рекреант получают от своего отдыха - это результаты лечения или рекреации, которые ощущается субъектом и подтверждаются им. Однако санаторно-курортный продукт не ограничивается базовыми услугами. Оказываются также дополнительные услуги, которые приносят своему продукту дополнительные выгоды. Сами товары могут не отличаться друг от друга, основная зависимость наблюдается в том, как скомпонован туристский продукт. Например, в дополнение к санатории может использоваться мануальная терапия, занятия в фитнес-центрах, экскурсионные услуги и т.д., которые предоставляются за дополнительную плату. Что касается расширенного продукта, то под ним понимают общую атмосферу продукта, комфорт, имидж предприятия, рекламу и т.д.
Рисунок 1. Санаторно-курортный продукт. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Типы курортного продукта
В теории туризма применяют классификацию типов курортного продукта, которые подразделяются по следующим основаниям, то есть классифицирующим признакам:
По цели поездки:
- Лечебный, то есть направленные на лечение, восстановление ресурсов организма.
- Рекреационный.
- Спортивно-оздоровительный.
По приоритету туристского продукта:
- Основной.
- Дополнительный.
Исходя из форм обслуживания туристов:
- Полная путевка, которая включает в себя полный комплекс услуг.
- Путевка без лечения.
- Курс услуг.
- Продажи отдельных услуг.
Специфические особенности курортного продукта
Специфической особенностью курортного отдыха являются цели или мотивы поездки туристов. У туристов имеется определенная цель, например, рекреация, лечение, познание нового, деловая поездка, спортивно-оздоровительная поездка и т.д. Исходя из цели поездки определяется тот туристический продукт, который должен быть предложен туристам. Стоит учитывать, что разные люди прибывают на курорт с разными целями. Санатории, которые оказывают медицинские услуги, продают некую долю путевок без оказания лечения.
Услуга составляется из двух совокупных пакетов – доминантного и рецессивного. Доминантную часть составляют услуги, без которых невозможна реализация и организация туристской поездки вообще. Например, сюда относятся услуги по проживанию, питанию, и т.д. Иные услуги являются рецессивными, то есть дополнительными. Например, специфической рецессивной услугой является лечение, отдых, организация проведения бизнес-мероприятий и т.д. Рецессивные элементы – это также сувениры, необязательные, дополнительные товары, экскурсии и развлечения.
Для человека, который находится далеко от дома, в первую очередь важен комфорт в средствах размещения и качество питания. В дальнейшем он уже обращает внимание на оказание дополнительных услуг, которые носят весьма специфический характер. Однако дополнительные услуги играют второстепенную роль с точки зрения удовлетворения потребности клиентов. Вместе с тем, чем больше оказывается дополнительных услуг, тем более доволен клиент.
Туристский курортный отдых является документированным, так как оформляется санаторной путевкой. Многие россияне предпочитают пользоваться курортным отдыхом, даже не связанным с лечением, восстанавливая свои силы и ресурсы нервной системы.