Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Ценообразование в страховании

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Страхование / Ценообразование в страховании

Сущность страхового рынка

Страховой рынок является особенной социально-экономической структурой, специфической формой денежных отношений, где объект купли-продажи - услуга по страховой защите. Обязательным условием функционирования рынка страхования является наличие страховщиков. Свобода ценового образования, которая реализуется в тарифных ставках на какие-либо услуги страхования, формирует условие для конкуренции меж страховщиками. В итоге работы страховщиков у них формируются ресурсы фонда страхования, и от того, как они применяются, зависит их финансовое положение.

Участниками рынка страхования являются:

  • страховщики, выступающие продавцами;
  • специализированные организации, страховые компании;
  • страхователи, выступающие покупателями;
  • юридические и физические лица;
  • страховые брокеры и страховые агенты, выступающие посредниками, которые располагаются между покупателями и продавцами и своими услугами содействуют заключению страхового договора.

Страховая услуга и страховой тариф

Специфический товар, который предлагается на рынке страхования, представляет страховая услуга.

Цена на страховую услугу - это страховой тариф или же тарифная ставка.

Определение 1

Страховой тариф является ставкой страховых платежей, выраженной в абсолютном денежном выражении либо в виде процентной доли от общей оценочной стоимости страхуемого объекта (или от общей страховой суммы).

Страховая сумма является размером денежных средств, на который по факту страхуются объекты (жизнь, имущество, здоровье).

Страховой тариф (брутто-ставка) включает две основные части:

  • нетто-ставка, предназначенная для того, чтобы покрыть ущерба в границах той ответственности, которую принял на себя страховщик, то есть нетто-ставка предназначается для осуществления выплат по страховому возмещению. В базисе расчета нетто-ставки лежит убыточность страховой суммы;
  • нагрузка, представляющая собой часть брутто-ставки, за счет которой возмещаются накладные расходы страховщика, которые связаны с производством страхования, отчислениями в разнообразные фонды, а также прибыль страховщиков.

Готовые работы на аналогичную тему

Ценообразование в страховании

Принципы расчета страхового тарифа следующие:

  1. По любому прошедшему году (обычно берутся пять прошлых лет) производится расчет фактической убыточности страховой суммы как отношения уплаченных возмещений по страхованию к общей сумме страхуемых объектов.
  2. На основе полученного множества исходных данных производится расчет прогнозируемого уровня убыточности суммы страхования с использованием методик прогноза.
  3. Производится рисковая надбавка для образования средств по исполнению обязательств перед страхователями на случай, если убыточность страховой суммы по факту будет превышать уровень прогноза.

Факторы, которые оказывают влияние на величину страхового тарифа:

  • траты на реализацию деятельности по страхованию, а также ожидаемая величина прибыли;
  • соотношение предложения и спроса на рынке страховых услуг;
  • структура и объем страхового портфеля;
  • качество предлагаемых страховых услуг.

Стратегии ценообразования страховых организаций

Страховой тариф в форме цены на страховом рынке образуется под воздействием закономерностей избрания цен, из которых специалисты страховой организации должны будут исходить при обосновании величины тарифов по страхованию.

Для разрешения поставленных задач страховщикам важно грамотно производить политику учреждения цен на собственную продукцию.

Политика тарифов страховой организации является совокупностью ценовых стратегий как части общей стратегии развития организации.

Ценовая стратегия должна строиться с учетом факторов, которых целесообразно придерживаться при учреждении рыночных цен на конкурентные разновидности услуг. Она может ориентироваться на обоснованный выбор цены (либо перечня цен) исходя из установленной цели.

Большая часть зарубежных и отечественных авторов придерживаются следующей классификации ценовых стратегий, которые предполагают учреждение цены на услуги страхования:

  • выше уровня конкурентов;
  • приблизительно на одном уровне с конкурентами;
  • ниже уровня конкурентов.

В дополнение к названным стратегиям страховые организации могут применять также:

  1. Стратегию по скорейшему возврату средств. Эта стратегия предполагает учреждение положения цен на уровне, который позволяет прорваться на рыночный сектор, где продажа страховой услуги (продукта) принесет более высокий уровень прибыли, и в кратчайшие сроки возвратить инвестированные финансовые средства. Данная стратегия предполагает слияние элементов стратегии «вхождения в рынок» и «снятия сливок».
  2. Учреждение цены таким образом, чтобы показатели прибыли реализуемых успешно страховых продуктов (услуг) покрывали убытки по остальным (возможно убыточным) услугам (продуктам). Эта стратегия получила наименование «кросс-субсидизации» либо пакетного установления цен.
Замечание 1

Грамотно сформированная стратегия цен страховой организации представляет собой одно из слагаемых осуществления успешного и безубыточного страхования, а также обеспечения конкурентной способности.

Этап расчета тарифа по страхованию:

  1. Проводится расчет фактической убыточности страховой суммы.
  2. Делается прогноз убыточности страховой суммы.
  3. Вводится надбавка по рискам для формирования средств по исполнению обязательств перед страхователями.
  4. Находится нетто-ставка посредством суммирования уровня прогноза убыточности суммы страхования, рисковой надбавки.
  5. Производится расчет страхового тарифа посредством суммирования нагрузки и нетто-ставки.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Мария Грантовна Сокасян

Эксперт по предмету «Страхование»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис