Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Правила разработки стандартов

Все предметы / Стандартизация / Правила разработки стандартов

Все правовые основы стандартизации устанавливаются Законом «О стандартизации». Положения данного закона обязательно должны выполнять все государственные органы управления хозяйственной деятельности. Данный закон трактует сущность стандартизации как деятельность, которая направлена на определение правил, норм, характеристик и требований, что обеспечивают безопасность продукции, работ и услуг, их взаимозаменяемость, совместимость и качество в соответствии с научно-техническими достижениями.

Государственный стандарт: понятие, классификация и особенности разработки

Определение 1

Стандарт – это основной инструмент стандартизации. Также стандартом называется документ, в котором с целью многократного использования установлены характеристики продукции, правила осуществления процессов проектирования производства, монтажа, строительства, хранения, эксплуатации, реализации, транспортировки и утилизации.

Стандарт содержит методы и правила исследований, требования к символике и терминологии, маркировке, упаковке, а также правила их нанесения.

Стандарты классифицируются по следующим категориям:

  1. Международный стандарт: разрабатывается и принимается международной организацией (к примеру, ISO).
  2. Региональный стандарт: внедряется и действует на уровне региона (например, в Европе – это EN).
  3. Межгосударственный стандарт: регламентирует требования для определенной группы государств (например, для стран СНГ – это ГОСТ).

Правила и порядок разработки государственных стандартов, их принятие и внедрение, а также правила ведения и применения классификаторов в социальной и экономической сфере установлены правительством Российской Федерации. Разработки и внедрение государственных классификаторов финансируется за счет федерального бюджета.

Правила разработки национальных стандартов реализуются в соответствии с ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в РФ. Стандарты национальные РФ. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены государственных стандартов».

Готовые работы на аналогичную тему

Правила разработки стандартов организаций реализуются в соответствии с ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в РФ. Стандарты организаций. Общие положения». Правила для разработки всех категорий стандартов действуют аналогично вышеперечисленным документам.

При разработке и внедрении государственных стандартов рассматриваются два аспекта: методический и организационный. Методический аспект отвечает на вопрос «Как разработать стандарт?», а организационный выявляет последовательность действий по его разработке и организации.

Основные правила по построению и изложению стандартов

При разработке государственных стандартов огромное внимание уделяется формулированию его наименования. В наименовании стандартов должны включаться признаки объекта стандартизации, которые необходимы для того, чтобы отличить его от других объектов.

Государственный стандарт должен содержать следующие элементы:

  • предисловие и титульный лист;
  • введение;
  • наименование стандарта и область его применения;
  • необходимые ссылки, которые необходимы для определения стандарта;
  • сокращения и обозначения, которые используются во время его разработки;
  • правила, нормы, требования и характеристики;
  • приложения, а также все библиографические данные.

Образец оформления титульного листа можно найти в приложениях А, Б, В, Г ГОСТ 1.5–92. Предисловие государственного стандарта обязательно должно содержать информацию о разработчике, о стандарте конкретной отрасли, о типе стандарта (международный, региональный или стандарт другого государства). Кроме данной информации в предисловии должны быть сведения о стандарте, объектом которого есть лицензированная продукция, об инновациях, что применяются в стандарте. Также указывается информация о нормативных документах, вместо которых утверждается стандарт, и законодательных нормах закона (если они присутствуют в стандарте).

Определение 2

Заголовок – это часть наименования, в которой указываются сведения об объекте стандартизации.

Заголовок может включаться в наименование только в том случае, когда данный стандарт входит в комплекс стандартов, что объединяются общностью назначения. На первом месте в групповом заголовке должно идти определение, после которого название объекта (например, «Государственная система стандартизации»).

Определение 3

Подзаголовок – это элемент наименования стандарта, в котором указывается его вид.

Наименование государственного стандарта может состоять из:

  • подзаголовка и заголовка (к примеру, «Передачи зубчатые конические. Основные параметры»);
  • группового заголовка, заголовка и подзаголовков (например, «Единая система конструкторской документации. Схемы электрические. Термины и определения»);
  • подзаголовка и группового заголовка (например, «Государственная система стандартизации. Основные положения»).

При составлении названий объектов стандартизации в наименовании стандарта используется обратный порядок слов. Этот прием применяется для удобства пользования указателями. В наименовании стандартов названия стандартизуемых объектов записываются в единственном числе (если стандарт распространяется только на один объект). Если государственный стандарт распространяется на несколько объектов, то названия прописываются во множественном числе. Наименование стандартов обязательно указывается на двух языках: русском и английском.

Введение более подробно рассказывает об объекте стандартизации, также тут определяется область распространения стандарта или сфера его деятельности. В том случае, когда наименование стандарта раскрывает область его применения, то введение может опускаться.

Содержание основной части обязательно распределяется по разделам. Заголовки выделяются жирным шрифтом. Все разделы обязательно должны содержать порядковую нумерацию, которая обозначается арабскими цифрами. Разделы должны разбиваться на подразделы и пункты, либо просто на пункты. При необходимости пункты могут разбиваться на подпункты, которые в своих пределах содержат порядковую нумерацию.

Если государственный стандарт имеет большой объем, в конце его размещается содержание, которое включает названия всех разделов и подразделов с указанием нумерации страниц. Стандарт обязательно должен содержать данные (нормы, правила, методы, требования), которые относятся к стандартизированному объекту.

Текст стандарта должен отвечать таким требованиям: краткость, четкость, однозначность и правильная стилистика. В содержании нужно использовать такие слова: «должен», «следует», «необходимо». Профессиональные выражения и обороты бытовой речи недопустимо использовать в стандарте. Также нельзя заменять слова знаками и буквенными символами.

Числовые значения величин могут использоваться в стандарте лишь тогда, когда есть единицы измерений. Если необходимо, они могут округляться в соответствии с правилами округления. Дробные числа могут использоваться в виде десятичных дробей. Если в стандарте имеется большой цифровой материал, то он оформляется в виде таблиц.

Если те или иные, нормы, показатели или требования уже установлены в другом стандарте, то обязательно указывается ссылка на него. Ссылка нужно или на конкретные разделы стандарта, или на сам документ в целом. Не допускаются ссылки на подразделы или пункты стандарта. В нормативных ссылках указываются наименования и обозначения стандартов, причем наименования должны указываться в возрастающем порядке регистрационных номеров. Вначале перечисляются государственные стандарты РФ, а после – отраслевые.

В стандарте не допускается изложение или дублирование требований и норм в сокращенном виде, что изложены в других стандартах (кроме ограничительных государственных стандартов). Включение примечаний необходимо избегать. Примечания в вводной части не допускаются. В определениях термины и понятия, что используются в стандарте, должны даваться четко и точно. В сокращениях и обозначениях все данные должны расшифровываться со всеми необходимыми пояснениями.

Схемы и чертежи, которые используются в стандарте, должны строго соответствовать требованиям стандартов Единой системы конструкторской документации. Таблицы, иллюстративный материал или вспомогательный текст оформляются в виде приложений, которые могут быть справочными, информационными или рекомендуемыми. Приложения должны иметь общую сквозную нумерацию со стандартом. В информационных данных приводятся сведения о разработчиках, регистрации и утверждении стандарта. Кроме этого дается информация о периодичности проверки стандарта и сроках его действия. Также указываются сведения о нормативных документах, на которые даны ссылки в основной части стандарт, и о соответствии стандарта стандартам ИСО, МЭК.

Правила по срокам проверки, пересмотру и изменению стандартов

Стремительное развитие техники, науки и промышленного производства приводит к замене устаревших изделий более совершенными материалами. По этой причине многие показатели, требования и нормы, что были установлены ранее в стандартах, теряют свою актуальность и устаревают. Для того чтобы обеспечить прогрессивную роль стандартизации в улучшении качества продукции, необходимо, чтобы нормы и требования, что заложены в стандартах, все время соответствовали передовым достижениям науки и техники.

Только путем разработки новых стандартов и систематической проверки действующих, можно достичь такого соответствия требований и норм. Все отраслевые и государственные стандарты, что действуют в Российской Федерации, закреплены за соответствующими министерствами, которые должны проводить проверку соответствия установленных показателей, норм и требований. Проверка стандартов проводится один раз в пять лет. Для каждого стандарта периодичность и срок проверки устанавливаются при его утверждении и указываются в информационных данных.

Проверку стандартов проводят базовые и головные организации, организации, что занимаются разработкой и другие компании, которые установлены соответствующим министерством. При проверке определяется соответствие стандартов передовым достижения науки и производства, а также требованиям потребителей. Результаты проверки должны фиксироваться в акте, в котором обосновывается, соответствует ли данный стандарт современному уровню или же он нуждается в отмене, пересмотре или внесении изменений.

Если в процессе проверки стандарта было принято решение о его пересмотре, то реализовать это можно путем разработки нового стандарта взамен действующего. При этом пересмотренный стандарт подлежит отмене, а в новом указывается, взамен какого стандарта он разработан, и изменяются цифры года утверждения. Изменения могут утверждаться теми организациями, которые внедрили соответствующие стандарты. Каждому утвержденному изменению присваивается порядковый номер при регистрации. Проекты изменений, вносимых в действующие стандарты, связанные с изменением цен, должны быть согласованы с соответствующими органами ценообразования.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Татьяна Васильевна Светличная

Эксперт по предмету «Стандартизация»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис