Законодательная база СМИ в РФ
Деятельность средств массовой коммуникации в нашей стране регулируется:
- Федеральным законом «О средствах массовой информации».
- Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации».
- Федеральным законом «О рекламе».
- Федеральным законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».
- Федеральным законом «О языках народов РФ».
- Решениями и постановлениями правительства, Конституционного суда, пленумов Верховного суда Российской Федерации.
- Законодательной базой субъектов РФ, регулирующих деятельность СМИ.
Определения основных понятий деятельности в массово-коммуникативной сфере (Федеральный закон «О СМИ»)
- массовая информация - совокупность печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц;
- к средствам массовой информации относятся печатная периодика, интернет-издания, телевизионные каналы, радиоканалы, телевизионные программы, программы по радио, видеопрограммы, программы кинохроникального характер, а также иные формы периодической ретрансляции массовой информации, имеющие постоянное название (наименование);
- периодические печатные издания - газеты, журналы, альманахи, бюллетени, иные издания, каждое из которых с постоянным наименованием (названием), текущим номером, и выходит не реже, чем один раз в год;
- теле-, радио-, видео-, кинохроникальная программа – соединенные в определенную систему периодические аудио-, аудиовизуальные сообщения и материалы (передачи), с постоянным наименованием (названием) и выходящие в эфир не реже, чем один раз в год;
- продукция СМИ – тираж, либо часть тиража какого-либо номера печатного периодического издания, отдельный выпуск радиоканала, радиопрограммы, телеканала, телевизионной программы, либо кинохроники, а также тираж, либо часть тиража аудио- или видеозаписи определенной программы, отдельный выпуск или обновление интернет- издания, отдельный выпуск какого-либо иного СМИ;
- распространение продукции СМИ предполагает реализацию, транспортировку и раздачу печатной периодики, а также аудио- или видеозаписей программ, вещание телеканалов, радиоканалов (телевещание, радиовещание), вещание телепрограмм, радио- программ в составе соответственно телеканалов, радиоканалов, демонстрации кинохроникальных программ, представление доступа к сетевым изданиям, а также иные способы распространения;
- специализированные средства массовой информации - такие средства массовой информации, регистрация или распространение продукции которых определяется специальными правилами;
- редакция СМИ – совокупность организаций, учреждений, предприятий либо граждан, объединений граждан, производящих и выпускающих средства масс-медиа;
- главный редактор - лицо, являющееся главой редакции (независимо от наименования его должности) и отвечающее за принятие окончательных решений, связанных с производством и выпуском средства массовой информации;
- журналист - лицо, редактирующее, создающее, собирающее или подготавливающее сообщения и материалы для редакции официально зарегистрированного СМИ, состоящее с ней в трудовых или иных договорных отношениях либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;
- издатели – совокуность издательств, иных учреждений, предприятий (или предпринимателей), занимающихся материально-техническим обеспечением медиапроизводства, а так же приравненные к издателям юридические лица или граждане, для которых эта деятельность не является основной, либо не составляет главный источник дохода.