Позитивизм О. Конта и эволюционизм Г. Спенсера
Позитивизм — это философское учение и направление науки, которое определяет эмпирическое исследование единственным источником достоверного знания и отрицает познавательную ценность философского исследования.
О. Конт считается крупнейшим социальным мыслителем, философом, основателем социологической дисциплины и основоположником позитивизма. В произведении «Дух позитивной философии» О. Конт сравнивает все человечество с неким растущим организмом, который в процессе развития проходит три стадии.
К стадиям развития относятся:
- детство;
- юность:
- зрелость.
Идеи Конта вдохновили Милля и Спенсера. Егопозитивизм считался первым, классическим. В нашей стране последователями такого позитивизма были В. Лесевич и Н. Михайловский.
В Германии позитивизм характеризовался своей специфичностью. Он впитал в себя некоторые черты кантианства. Именно поэтому его стали называть вторым позитивизмом. Представителями данного позитивизма были Р. Авенариус, Э. Мах. К взглядам этого позитивизма очень близки были взгляды Пуанкаре и Дюэма.
С немецким позитивизмом связан неопозитивизм, который считается логическим позитивизмом. Стоит отметить, что неопозитивисты провели несколько конгрессов: в Париже, Праге, Копенгагене, Кенигсберге, Кембридже. Вена, которая была центром неопозитивизма, перестала им считаться после Второй мировой войны. А представители данного направления переехали в англоязычные страны.
Г. Спенсер — это английский социолог и философ, который считается одним из основоположников эволюционизма. К тому же, он является основателем органической школы в социологической дисциплине.
Как уже было сказано, теория Г. Спенсера основана на представлении общества в виде функционирующего и развивающегося организма. Но вторым и основным принципом учения этого английского социолога считался эволюционизм. Важно, что оба эти принципа связаны с эволюционной теорией происхождения человечества, которую выдвинул Ч. Дарвин. Г. Спенсер считал центральным элементом всей социологии идею всеобщей эволюции.
Социолог рассматривал три вида эволюции:
- неорганический;
- органический;
- надорганический.
Вместе с общими законами эволюции, которые действуют во всех данных сферах, есть и законы, характерные для каждой из них. Г. Спенсер считал, что законы эволюции высших сфер жизни не могут быть сведены к законам низших сфер. Это объяснялось тем, что в высших сферах есть такие явления и процессы, которые отсутствуют в низших сферах.
Сама эволюция рассматривалась в качестве перехода из одного состояния в другое. Причем переход был в более развитое состояние. Каждый человек со временем превращается в социальное существо. Это происходит в ходе длительной эволюции первобытных обществ в развитые общественные системы. Спенсер в своих работах писал про эволюцию различных человеческих навыков, социальных чувств и эмоций, интеллекта. Ядром этой эволюции является социализация индивида.
Г. Спенсер считал, что социология обязана рассматривать функционирование законов эволюции в процессе исследования социальных фактов, общественных явлений и процессов. Социология должна отодвигать на второй план все случайное, индивидуальное, единичное.
Позитивизм и эволюционизм как теоретическое основание эмпирической социологии
Первым направлением, появившимся в социологии в XIX в, стал позитивизм. Он был направлен на формирование новой системы знаний о социуме. Позитивизм формировал эти знания с помощью законов и методов естественных наук. Сначала позитивизм противопоставлялся теоретизированию. К тому же, появился он только после отказа от всех абстрактных рассуждений о социуме и возникновения стремления к созданию «позитивной» теории. А такая теория должна была соответствовать всем главным критериям естественной научной теории.
Вообще, с точки зрения позитивизма главной задачей социологии было исследование общественных явлений эмпирическим и аналитическим путем. При это еще должны были использоваться социальные факты. Ведь только в таком случае наука могла стать «позитивной». Иначе говоря, только в этом случае социология смогла бы положительно и своевременно решать различные проблемы, которые возникают в жизни общества.
Интересно, что социокультурный эволюционизм стремился формализовать общественное мышление в естественнонаучном духе. Дополнительное влияние здесь оказывала теория эволюции. Считается, что, если организмы способны развиваться в соответствии с определенными законами, то и общество тоже может так развиваться. Мысль о прогрессе привела к тому, что сформировалось несколько стадий, через которые проходят абсолютно все человеческие общества. К таким стадиям относилась дикость, варварство и цивилизация.
Классический вариант социального эволюционизма связан с работами О. Конта и Г. Спенсера. Важно, что Г. Спенсер сформировал и опубликовал свои труды на несколько лет раньше самого Дарвина. Он считал, что прогресс общества достигается с помощью конкуренции. Они писал, что эволюция предполагает естественный отбор.
Теории, составленные Дарвином, оказались по душе сторонникам социокультурной эволюции. Идеи о биологической эволюции ответили на многие вопросы о развитии общества. Причем ответы были весьма правдоподобными.
Вообще, понятия эволюционизма и позитивизма очень важны для социологической дисциплины. Мысль об эволюции, как оказалось, довольно плодотворна. Ведь ее заимствовали идеалисты, материалисты и даже мистики. А позитивисты смогли объединить эмпирический и логический методы в единый научной метод. Позитивизм стал одним из самых распространенных направлений в социологии. К тому же, считается, что позитивизм стал научной философией. Позитивизм стал еще использоваться в качестве социологического подхода, который имел несколько направлений. Такими направлениями были эволюционизм, натурализм и органицизм. Теория позитивизма смогла стать методологической основой социологической дисциплины еще в самом начале ее формирования.