Сущность девиантного поведения
Девиантное поведение в социологии интерпретируется сразу с нескольких точек зрения.
В узком смысле - это поступок человека, его действия, направленные в отношении других людей и не соответствующие тем нормам и требованиям, которые являются общепризнанными и принятыми в обществе.
С другой стороны, девиантное поведение может быть социальным явлением, которое выражается в более обширных (массовых) формах деятельности человека. Причем, это социальное явление также не соответствует ни официально установленным нормам, ни тем стандартам, которые фактически сложились в конкретном обществе.
Механизм, который может регулировать вспышки девиации, ослаблять их или полностью устранять их последствия – это социальный контроль. Он необходим для общей социальной регуляции.
Социальный контроль как механизм выражается в совокупности средств, а также методов социального воздействия на тех людей или обширные социальные группы, чье поведение не соответствует общепринятым нормам и стандартам. Также социальный контроль – это еще и практика использования методов и моделей социального воздействия.
Вернемся к понятию девиации. Девиантное поведение – это целиком и полностью социальный выбор человека. Если цели его поведения не соответствуют реальным возможностям по их достижению, то в таком случае человек решается использовать другие средства, чтобы удовлетворить свои потребности. Например, некоторые индивиды, мечтая о власти и богатстве в иллюзорных масштабах, выбирают социально запрещенные приемы, которые могут идти против закона. В таком случае человек становится правонарушителем, но, зайдя слишком далеко, может стать также и преступником.
Другим видом девиантного отклонения является протест - открытая форма неповиновения социально значимым и принятым нормам и правилам. Человек полностью отрицает стандарты и ценности, проявляет агрессию в отношении других людей. Такое поведение свойственно революционерам, террористам, религиозным экстремистам, националистам и иным группам людей, которые борются против общества, внутри которого сами и находятся.
Еще Роберт Мертон вывел определенную типологию, которая отражает специфику девиантного поведения в различных формах его проявления. Так, он выделил четыре типа девиации, которые актуальны и в современном мире:
- Инновация – согласие с целями общества, но отрицание общепринятых способов по их достижению;
- Ритуализм – отрицание целей общества, в котором проживает индивид и предложение нереальных, граничащих с абсурдом способов по их достижению;
- Ретретизм – выражается в бегстве индивида от действительности, отказе от общепринятых целей, и также от стандартных способов их достижения;
- Бунт – в данном случае человек или обширная группа лиц полностью отрицают и цели, и способы их достижения. При этом участники стремятся к их полной замене на совершенно новые цели и возможности по реализации.
Девиантология в социологической науке
В социологической науке девиантное поведение исследовалось достаточно широким кругом известных авторов. Например, Роберт Мертон одним из первых принялся анализировать не только данный вид поведения, но также и его типологию. Он выделил четыре основных типа: инновация, ритуализм, ретретизм и бунт, о которых мы упомянули в предыдущей части нашей работы. Также Мертон рассматривал понятие «конформность» как единственный тип поведения человека, который не относится к категории девиантного. Таким образом, он противопоставлял девиации и конформность, делая эти понятия совершенно противоположными по своему смыслу.
В рамках своих разработок Роберт Мертон пришел к выводу о том, что девиация – это ни что иное, как последствие аномии.
Аномия – это разрыв между культурными целями человека и социально одобряемыми способами их достижения. Само же понятие «аномия» было введено еще одним социологом и основоположником учений о девиантном поведении – Эмилем Дюркгеймом.
Эмиль Дюркгейм определил аномию как особое состояние общества. В нем у человека нет конкретных и четких мотивов поведения, в целом оно ничем не регулируется. В связи с этим может образовываться нормативный вакуум: старые нормы и ценности перестают быть актуальными для тех отношений, которые действуют в обществе, а новые еще не до конца сформировались, что также не позволяет разрешить наиболее актуальные проблемы.
Девиация, по Эмилю Дюркгейму, - это отклонения от социальной солидарности. Именно эти процессы ведут к социальной дезорганизации, нарушению общественного баланса, из-за чего человек, теряя принятые нормы, становится сторонником более асоциальных, лишь бы выжить в сложившихся обстоятельствах.
Толкотт Парсонс также анализировал девиантное поведение через проявление аномии. Он объяснял, что поведение человека могло не соответствовать поведениям окружающих, ровно как и их поведение могло не соответствовать желаниям и ожиданиям индивида. В результате возникает психологическое напряжение, конфликт, человек вступает в состояние фрустрации. Все это приводит к достаточно серьезному и видимому напряжению в отношениях в с другими людьми. Реакция индивида может быть трех видов:
- Приспособленческая – принятие общепринятых норм, адаптация к сложившимся условиям;
- Отчужденная – отрицание общепринятых целей, норм и ценностей, продолжение отстаивания своей собственной точки зрения;
- Пассивная – индивид может быть внутри себя не согласен с общепринятыми ценностями и правилами, но не будет демонстрировать это широкому кругу населения. Как отмечают исследователи, пассивная форма поведения может чуть позже перерасти как в приспособленческую, так и в отчужденную.
Существует также биологическая теория девиантного поведения. Ее авторы (Чезаре Ломброзо, Уильям Шелдон) отмечают, что некоторые люди еще с самого рождения имеют негативную предрасположенность к некоторым процессам и явлениям, а также врожденные личностные изъяны. В процессе взросления они лишь проявляются еще сильнее, и в результате перерастают в девиантное поведение.