Система лексических заданий ВПР по русскому языку
В системе независимого мониторинга качества обучения русскому языку особое место занимают Всероссийские проверочные работы, которые носят комплексный характер и направлены на проверку сформированности всех видов коммуникативно-речевых умений и навыков, формируемых в определенный период прохождения учебного курса. В системе заданий ВПР значительное место отводится работе с текстом (от 40% до 50% заданий т общего количества). При этом проверяются не только умения и навыки, связанные с восприятием и анализом текстовой информации, но также навыки лексического анализа, опирающиеся на базовые понятия и представления о лексическом значении слова, переносе значения, а также парадигматических отношениях в лексике русского языка.
Система лексических заданий ВПР по русскому языку представляет собой совокупность упражнений, направленных на проверку сформированности у учащихся умений лексико-семантического и лексико-стилистического анализа.
Задания в ВПР, посвященные лексическим темам, включают разные типы упражнений, которые подобраны в соответствии с возрастными особенностями учащихся и уровнем их предметных компетенций. Для учащихся 5-6 классов практикуются следующие типы лексических заданий:
- Опознание слова по его лексическому значению в контексте.
- Опознание значений многозначных слов.
- Определение функционально-стилистической окраски слова.
- Подбор антонимов (синонимов) к слову в контексте.
- Распознавание семантики фразеологических единиц, умение употреблять их в речи.
Для учащихся 7-8 классов предлагаются дополнительные лексические задания:
- Определение и формулировка лексического значения слова в контексте.
- Определение вида тропа.
- Подбор функционально-окрашенного (или нейтрального) синонима к слову из текста.
- Подбор синонима к вводному слову.
Как видно из приведенных примеров типов лексических заданий, в структуре ВПР проверяются следующие умения, связанные с лексическим анализом:
- Умение давать толкование слова на основе контекстного принципа.
- Умение соотносить толкование слова с лексической единицей, употребленной в определенном контекстном окружении.
- Навыки стилистического анализа слова и определения его места в функционально-окрашенном ряду синонимов.
- Умение определять парадигматические связи слова в лексической системе, подбирая к нему синонимы или антонимы.
- Умение опознавать способ семантического переноса при работе с изобразительно-выразительными средствами языка.
- Понимание смысла идиоматических выражений и умение давать их толкование.
Методика подготовки учащихся к выполнению лексического блока заданий ВПР
Система умений и навыков, которые проверяются в ходе выполнения лексического блока заданий ВПР, формируется в течение всего курса изучения русского языка. Однако целенаправленная работа с лексикой происходит при изучении соответствующих разделов языка («Лексика и фразеология») в 5-6 классах. В связи с этим учащиеся нуждаются в постоянной актуализации изученных сведений, повторении материала и систематизации изученного при углублении знаний. Поэтому учитель должен использовать лексические задания ВПР или их модификации в комплексной работе по формированию культуры речи учащихся.
В подготовке школьников к выполнению лексических заданий ВПР используются следующие методы и приемы работы на уроке, которые также способствуют развитию навыков лексического анализа:
- Работа с толковым словарем, толкование лексического значения слов с помощью словаря.
- Толкование значения слов с опорой на синонимы или контекст, а также с использованием иллюстративного материала.
- Нахождение неверного (верного) значения слова среди предложенных толкований.
- Составление предложения (или словосочетаний) с многозначным словом в заданном лексическом значении.
- Выбор соответствия между словом и его лексическим значением.
- Подбор функционально-смысловых синонимов к слову.
- Замена слова в контексте нейтральным синонимом.
- Подбор синонимов и антонимов к словам в предложении или словосочетании.
- Поиск тропов в тексте, а также определение их вида.
- Толкование фразеологизмов с использованием фразеологического словаря.
- Опознание фразеологизма по описанию.
- Восстановление структуры деформированного фразеологического оборота.
- Составление предложений или словосочетаний с фразеологизмами.
- Полный лексический анализ слова по схеме.
Данные упражнения могут использоваться в составе грамматических и правописных тем, что будет способствовать развитию всех видов языковых умений и навыков. Например, при изучении правописания союзов и частиц с местоимениями целесообразно практиковать работу по определению лексического значения слова, в котором имеется орфограмма, подбирать к нему синонимы, а также прибегать к языковому моделированию (составлению предложений с данным словом в близком значении).
Таким образом, работа по формированию лексических навыков, учащихся носит комплексный характер, не ограничивается выполнением заданий, входящих в содержание ВПР, однако опирается на основные умения и навыки, сформированность которых проверяется при выполнении Всероссийской проверочной работы.