Сходства и различия PR и рекламы
Сходства – это схожие, однотипные черты. Различия – это противоположные характеристики.
PR и реклама имеют немало схожего. В большинстве случаев они оба основаны на использовании правдивой информации. Кроме того, они предполагают платную основу и нередко содержат в себе критику конкурентов. По большому счету реклама служит одним из способов достижения целей, устанавливаемых перед PR.
И реклама, и PR осуществляются по определенному плану с использованием определенных технологий и приемов и реализуются в несколько этапов. В большинстве случаев они контролируются и координируются специальными службами или органами исполнителя заказа. Оба они учитывают предпочтения и настроения различных групп и организаций и не вступают в противоречие со стратегическим планом организации. В качестве средств распространения информации реклама и PR используют телевидение, печать и прочие средства массовой информации.
В то же время между рекламой и PR существует немало различий. Они касаются:
- общей направленности деятельности;
- уровня ответственности;
- охвата целевых аудиторий и пр.
Рассмотрим их более подробно.
Реклама по сути своей ориентирована на рыночное продвижение товаров и услуг. Основополагающей целью PR выступает достижение понимания со стороны общественности и завоевание доверия в ее стороны.
Реклама является оплачиваемой деятельностью, в то время как PR-деятельность напрямую с расходами не связана.
Реклама отражает массовую психологию, а PR формирует общественное мнение. PR основан на этических нормах и стремлении к достижению взаимопонимания с заинтересованными сторонами. Реклама же предназначена для создания идеального образа и побуждения покупателей к приобретению товаров и услуг.
Реклама часто характеризуется однонаправленностью, для нее прямой контакт с потребителями не нужен. PR основан на двустороннем диалоге и предполагает обеспечение обратной связи. Он признает долговременную ответственность.
Распространение рекламы регулируется на законодательном уровне.
Сходства и различия PR и пропаганды
PR и пропаганда имеют определенные сходства с друг другом. Будучи ориентированными на широкие слои общественности, они оба стремятся к оказанию воздействия на общественное мнение ради достижения желаемого результата.
Пропаганда используется как составная часть PR-технологий. По большому счету она представляет собой «черный» PR. Таким образом, PR использует пропаганду.
PR и пропаганда основаны на критике конкурентов. Часто они реализуются с опорой на использование неполной информации либо дезинформации. Сама по себе эта деятельность координируется и контролируется специальными службами или органами исполнителя заказа.
Пропаганда и PR основаны на реализации поэтапной программы действий, осуществляемой по определенному плану с использованием определенных приемов и технологий. Их реализация сопряжена с необходимостью учеты настроений и психологического климата в организации.
На этом сходства между пропагандой и PR заканчиваются. Далее идут их различия.
Пропаганда ориентирована на распространение и популяризацию теорий, идей, взглядов. Ее целью выступает получение какой-либо личной выгоды. Она характеризуется однонаправленностью и не учитывает этических аспектов.
В основе пропаганды лежит использование следующих приемов информирования:
- манипуляция общественным сознанием;
- дезинформирование общественности.
Сами агитационно-пропагандистские технологии ориентированы на контроль за сознанием и поведением людей с целью получения от них желаемой, предварительно спланированной реакции.
В отличие от пропаганды, PR ориентирован на достижение взаимопонимания и получение общественной пользу. В основе PR лежат нормы этики и морали. По большому счету PR представляет собой науку и искусство формирования делового имиджа посредством использования правдивой информации.
Часто PR опирается на двустороннюю модель общения. Для его характерен диалог и наличие обратной связи. Сами по себе PR-технологии направлены на выстраивание и поддержание доброжелательных отношений с общественностью и добровольное принятие ею тех или иных идей и мнений.
Сходства и различия PR и технологий создания имиджа
И PR, и технологии формирования имиджа создают определенное общественное мнение и могут быть нацелены как на конкретную личность, так и на отдельно взятую организацию. Принимая во внимание предпочтения и настроения различных целевых аудиторий, они ориентированы на формирование определенного образа личности или организация. Их финансирование обычно проводится из собственных средств человека или из специально созданного фонда денежных средств.
PR и технологии создания имиджа основаны на определенной программе действий. Как правило, они реализуются в рамках предварительно спланированной программы, разделенной на определённые этапы и предусматривающей возможность корректировки мероприятий. Вместе или по отдельности они способны обеспечить человеку или организации лидирующие позиции в конкурентной борьбе.
Несмотря на наличие большого числа схожих черт, между созданием имиджа и PR существует немало различий. Основные из них в общем виде представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Базовые различия между PR и формированием имиджа личности или организации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Помимо различий, представленных на рисунке 1, существуют и иные расхождения между PR и формированием имиджа. Согласно принципам PR используемая для воздействия на общественность информация должна быть достоверной. Фальсификация данных не допускается. К сожалению, того же самого сказать о технологиях выстраивания имиджа нельзя.
Технологии построения имиджа не предполагают равноправия во взаимоотношениях между участниками процесса. Они не предназначены для повышения сознательности и компетентности граждан. Напротив, они рассчитаны на эмоционально-психологическую сторону личности. Сам же имидж не связан с улучшением психологического климата в организации.