Семья – это малая социальная группа, основанная на родственных связях или супружеском союзе, представляющая собой людей, проживающих совместно и ведущих общее домашнее хозяйство.
Стиль семейного воспитания – это системы воздействий, которые родители используют по отношению к своим детям.
Выделяют четыре вида стиля семейного воспитания: либеральный, авторитарный, демократичный и опекающий.
Влияние стиля родительских взаимоотношений на проявление тревожности у детей
Тревожность – это склонность индивида к постоянному переживанию состояния тревоги, которое характеризуется низким порогом ее возникновения, даже в ситуациях, ее не предполагающих.
Повышенная тревожность оказывает негативное воздействие на разнообразные сферы психики ребенка (коммуникативную, эмоциональную, когнитивную, морально-волевую). Детей с высоким уровнем тревожности принято относить к группам риска по эмоциональным нарушениям личности, неврозам и аддитивному поведению.
Одним из основных факторов, который оказывает значительное воздействие на возникновение и развитие тревожности у детей, является стиль родительских взаимоотношений в семье.
Рассмотрим подборку отечественных и зарубежных исследований, по проблеме влияния стиля родительских взаимоотношений на формирование тревожности у детей:
В соответствии с исследованиями К. Монпард, авторитарный стиль воспитания приводит к возникновению и развитию у детей тревожности, пугливости и робости, с одновременным избирательным доминированием. Либеральный стиль взаимоотношений с родителями приводит к возникновению выраженных аффективных состояний, периодически появляющихся приступах тревожности и неврастении. Опекающий стиль взаимоотношений оказывает негативное влияние на формирование волевого потенциала, что приводит к тревожности в процессе общения с людьми, ввиду отсутствия навыков взаимодействия и самостоятельности.
В исследованиях П.А. Лесгафта на формирование и развитие тревожности у детей оказывают влияние такие стили взаимоотношений с родителями как авторитарный («злобно-забитый»), опекающий («мягко-забитый») и воспитание по типу «кумир семьи» (способствуют формированию таких качеств как честолюбие и стремление быть во всем первым, командовать и распоряжаться окружающими).
В исследования И.М. Балинского описываются такие стили родительских взаимоотношений как: авторитарный стиль – приводит к болезненному душевному состоянию; либеральный – является причиной излишней эмоциональности. В последующем все указанные состояния в итоге переходят в состояние тревожности.
Исследования, проведенные такими учеными как Е.К. Яковлева, В.Н. Мясищев, Р.А. Зачепецкий, С.Г. Файеберг, показали, что воспитание ребенка в авторитарном и либеральных стилях приводит к возникновению неврозов, психастении и навязчивых состояний. Опекающий стиль оказывает влияние на развитие истерических черт характера с эгоцентризмом, повышенной эмоциональности и полным отсутствием самоконтроля.
Таким образом, в ходе проведенных отечественными и зарубежными учеными исследований, было установлено, что стиль взаимоотношений в семье является одним из ведущих факторов, влияющих на формирование и развитие тревожности у детей.
Влияние стиля родительских взаимоотношений на проявление страхов и фобий у детей
Страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, проявляющееся в виде особо чувственной реакции на опасные ситуации.
Фобия – это чрезмерная боязнь какого-либо объекта, ситуации или состояния, нарушающая привычную жизнь человека и наносящая вред его здоровью.
Как показывают проведенные исследования, менее всего выражены страхи у детей, которые воспитываются в полных благополучных семьях, где преобладает демократический стиль взаимоотношений. Это связано с тем, что чувствуют уверенность со стороны родителей, стабильность семейных отношений. Родители формируют у ребенка положительные качества, такие как самостоятельность, умения выстраиваться взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, адекватно реагировать на критику, свои успехи и неуспешность и т.д. Все это способствует тому, что ребенок не испытывает страхов перед жизнью, другими людьми, новыми событиями и т.п. Страх им присущ только в естественных жизненных ситуациях.
Ввиду того, что страх не присутствует излишне в жизни детей, воспитывающихся в семьях с демократическим стилем взаимоотношений, фобии у них не развиваются и не имеют место быть в психике.
Авторитарный стиль взаимоотношений негативно сказывается на психике ребенка. Так, если в семье авторитарный стиль, при этом доминирующую роль берет на себя кто-то из родителей, либо сразу оба, то это оказывает на психику ребенка дополнительную нервную перегрузку, а также дополнительное напряжение в отношениях между родителями и детьми. Такое положение дел вызывает у детей ответные реакции, такие как беспокойство, страх перед родителями. Основные страхи, которые формируются у детей, воспитывающихся в авторитарных семьях, связаны с боязнью ошибиться, не оправдать ожиданий родителей, нарушить правила и т.д. С возрастом все эти страхи постепенно формируются в устойчивые фобии, которые могут сопровождать человека на протяжении всей его жизни.
Возникновение страхов и фобий у детей также порождает и чрезмерная опека со стороны родителей. Связано это с тем, что ребенок, который воспитывается в семье, где за ним через чур ухаживают, создавая практически «тепличные» условия, в дальнейшем очень сложно приспособиться во взрослой самостоятельной жизни, без опеки со стороны родных. В этой связи ему постоянно мерещится опасность, которая является одной из причин возникновения страхов и их постепенного перехода в фобии.
Источником страхов может стать неблагополучная обстановка в семье. Под такой обстановкой мы подразумеваем конфликты между родственниками на глазах у детей. Особенно сильные страхи и фобии возникает у детей, выросших в атмосфере недоверия, эмоциональной холодности и отчуждения между окружающими.