Рассмотрим основные теории личности Эго-психологии: теорию Э. Эриксона, Э. Фромма и К. Хорни.
Теория Э. Эриксона
Теория Э. Эриксона развивается их психоанализа, однако она, в отличие от теории З. Фрейда, является психосоциальной, что призвано подчеркнуть влияние социума и культуры на психику ребенка. При разработке теории Э. Эриксон использовал психоисторический метод. На каждом этапе возрастного развития, с точки зрения Э. Эриксона, индивид может как включаться в общество, так и отвергаться им в зависимости от того, происходит ли выполнение им требований социума. Так, возникают важные понятия данной теории – эгоидентичность и групповая идентичность.
Задачи возрастных стадий
- Младенческий возраст – формирование доверия к миру.
- Ранний возраст – борьба за свою независимость и самостоятельность.
- Дошкольный возраст – развитие инициативности.
- Младший школьный возраст – формирование и развития трудолюбия.
- Подростковый возраст – осознание себя.
- Юношеский возраст – установление дружеских отношений.
- Зрелый период – борьба против застоя.
- Старость – целостное представление о жизненном пути.
Возрастная периодизация по Э. Эриксону
1. Орально-сенсорная стадия (0 – 1 год). «Доверяю – не доверяю». 2. Мышечно-анальная (1 – 3 года). «Могу ли я управлять своим поведением?» 3. Локомоторно-генитальная (3 – 6 лет). «Могу ли я быть независимым от родителей?» 4. Латентная (6 – 14 лет). «Могу ли я быть настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?» 5. Отрочество и юность (14 – 20 лет). «Кто я такой?», «Каковы мои взгляды, убеждения, позиции?». Эгоидентичность – совокупность представлений себе, которое дает возможность чувствовать свою уникальность. 6. Молодость, ранняя взрослость (20 – 35 лет). «Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?» 7. Взрослость (35 – 60 лет). «Что я могу предложить другим поколениям?» 8. Зрелость (от 60 лет). «Доволен ли я прожитой жизнью?»
Рисунок 1. Жизненный путь по Эриксону
Основные положения теории Э. Фромма
1. Механизмы бегства. Э. Фромм описал несколько механизмов «бегства от свободы»:
- Авторитаризм – «тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным Я»,
- Деструктивность – уничтожение других ради преодоления своего чувства неполноценности,
- Подчинение социальным нормам.
2. Позитивная свобода. В противовес механизму бегства, существует термин позитивной свободы. Э. Фромм утверждает, что человек может быть уникальным и независимым, не теряя при этом связь с обществом.
3. Экзистенциальные потребности человека.
- Потребность в установлении связей,
- Потребность в преодолении,
- Потребность в корнях,
- Потребность в самотождественности,
- Потребность в определенной системе взглядов.
4. Социальные типы характера.
- Рецептивный тип (пассивность и зависимость),
- Эксплуатирующий типа (неспособность к творчеству),
- Накапливающий тип (ригидность, подозрительность),
- Рыночный тип (рассматривают личность как товар),
- Продуктивный тип (независимость, честность, спокойствие, способность к творчеству).
Невротические потребности по К. Хорни
Рисунок 2. Невротические потребности по К. Хорни