Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности нарушений письма и чтения при поражениях головного мозга у взрослых и детей

Общее понятие нарушений чтения и письма в результате поражений головного мозга

Определение 1

Чтение – это импрессивная форма речи, при которой у человека процесс идет от слова (графемы) к мысли.

Письмо – это экспрессивная форма речи, при которой процесс идет от мысли к слову.

При поражениях мозга у детей и взрослых происходят различные нарушения письма и чтения. К первичным нарушениям относят аграфию и алексию.

Определение 2

Аграфия – это нарушение письма у человека, вследствие различных поражений головного мозга.

Определение 3

Алексия – это нарушение чтения, в результате разнообразных поражений головного мозга.

Первичные наступления возникают в результате поражения определенного участка головного мозга и выступают в качестве определенного расстройства письма и чтения.

При поражениях фронтальных отделов мозга, также выделяют определенные нарушения в чтении и письме. Одними из наиболее распространенных являются нарушения, вызванные лобным синдромом. В письме – это чаще всего микрография или утеря намерения. В целом, и в чтении, и в письме отмечается замена необходимых для их выполнения действий, либо «выпадение» одного из действий, что делает невозможным процесс письма или чтения.

Характеристика основных видов аграфии

Выделяют следующие виды аграфии:

  1. Амнистическая аграфия – наступает в результате различных поражений затылочно-височных отделов головного мозга.

    Данное нарушение проявляется тем, что человек не в состоянии вспомнить порядок написания той или иной буквы. Кроме того у него отмечается отчуждение графического образа от его фонематического знания. Больших успехов люди с амнистической аграфией добиваются в списывании текста. При диктанте человек путает порядок букв в слове, переставляет их местами, особенно сложно даются буквы, схожие по написанию.

  2. Оптическая аграфия – представляет собой утрату и невозможность воспроизведения графического написания буквы.

    Суть оптической аграфии состоит в том, что человек теряет возможность обобщенно воспринимать образы букв, а также понимать то, какой звук они обозначают. То есть, в данном случае графема перестает выполнять функцию по обозначению конкретного звука.

  3. Апраксическая аграфия – возникает при таком заболевании как апраксия, характеризующемся поражением постцентральных и нижнетеменных отделов головного мозга.

    При апраксической аграфии человек не может не только писать, но и не способен принять соответствующую для письма позу. В случае, если он все же принял позу для письма и взял в руки ручку, с чье-либо помощью, он не может правильно написать буквы. Все его способности ограничены написанием крючков и черточек.

«Особенности нарушений письма и чтения при поражениях головного мозга у взрослых и детей» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Характеристика алексии и афазии

Первичные алексии – это нарушения чтения, возникающие в результате непосредственного поражения головного мозга.

Первичные алексии могут быть следующих видов.

Литеральная алексия – возникает в случае поражения затылочных отделов головного мозга, может протекать в форме одного из вида агнозий.

При литеральной алексии отмечается нарушения узнавания букв. Так, человек способен букву переписать, в некоторых случаях он ее даже как бы перерисовывает, но при этом он не может точно сказать, что это за буква и что она обозначает. Если человека попросить написать букву и показать ее, а затем убрать изображение, то при написании он может спутать ее с другой, схожей по начертаниям.

Диагностика данного вида нарушения осуществляется посредством «пробы зашумления». Например, пишется буква «К», а поверх нее буква «Д». При наличии нарушения, человек не сможет выделить и назвать буквы.

Вербальная алексия – это нарушение, которое возникает при поражениях затылочно-теменных отделов, может быть описана как симультанная агнозия.

При вербальной алексии, человек узнает некоторые буквы и называет их. Например, он может в написано слове назвать ряд букв или даже все их, но не способен назвать все слово полностью. То есть, отмечается отчуждение смысла читаемого.

В зависимости от того, какая часть головного мозга повреждена, отмечается вид игнорирования. Так, при правосторонних нарушениях, возникает левостороннее игнорирование, основанное на сужении зрительного восприятия.

Определение 4

Вторичные виды алексии – это виды нарушений, которые вызваны нейропсихологическими синдромами, тяжесть нарушения во многом зависит от тяжести основного синдрома, данные нарушения называются афазиями.

Вторичные нарушения чтения могут быть следующих видов:

  1. Сенсорная афазия – возникает при поражении верхнего виска, отмечается возникновение нарушения письма под диктовку, заменой букв при чтении на схожие по написанию, а также их пропуск. В письме это проявляется в основном в том, что самостоятельно человек не способен писать, но может успешно списывать. Особенностью сенсорной афазии является нарушение чтения вслух.
  2. Афферентная моторная афазия – возникает при поражении нижних теменных отделов головного мозга. Возникают такие нарушения как: дефекты артикуляционного аппарата, нарушение вторичного письма (искажение состава слова, невозможность правильно написать даже отдельные буквы). Чтение частично сохранено, но крайне замедленно. В основном «страдает» чтение «про себя».
  3. Эфферентная моторная афазия – возникает при поражении зона Брока и нижних отделов премоторной области. Нарушаются и чтение, и письмо. Нарушение чтения: если вслух - буквы он узнает замечательно. Сложности при слиянии букв в слоги. Не может переключиться с одной буквы на другую. Если он прочитает один слог, то не сможет переключиться дальше.
  4. Семантическая афазия – характеризуется нарушением чтением и письма. В основе данного нарушения лежит искажение пространственного стимульного восприятия. При чтении человек правильно читает слова и произносит их, но при этом у него затруднено понимание прочитанного. Особенно это проявляется если текст содержит сложные грамматические конструкции, предлоги, и все, что говорит о пространстве.
  5. Акустико-мнестическая афазия - в основе нарушений слухоречевая память. При письме и чтении будет страдать написание длинных слов, фраз. Копирование сохранено, но смысл текста останется непонятным.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot