Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методы клинической психологии для детей и подростков

Детская клиническая психология

Определение 1

Детская клиническая психология ‒ это направление в медицинской психологии, которое занимается оценкой состояния психики ребенка, разработкой и реализацией плана ее коррекции и программы по реабилитации.

В детском и подростковом возрасте достаточно сложно провести отчетливую границу между болезненными нарушениями и возможными отклонениями в формировании психики, так как психика и личность ребенка еще только формируются. В детской клинической психологии, которая придерживается нозологического принципа диагностики расстройств, срабатывает нормативистский подход к установлению психической патологии и нормы, который состоит в следующем: нормой является то, что отвечает социально обусловленным задачам формирования личности ребенка на каждом этапе развития.

Статья: Методы клинической психологии для детей и подростков
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Так же детская клиническая психология формируется на следующих принципах при изучении детей и подростков: сравнительность, комплексность, системный качественный анализ психической деятельности, принцип динамического исследования ребенка. В зависимости от задачи изучения психолог может применять проблемный и/или психодиагностический подходы к изучению.

Клиническая психология располагает следующими методами исследования:

  • беседа с ребенком;
  • наблюдение за особенностями взаимодействия с окружающими;
  • эксперимент, который состоит в направленном использовании ряда методик диагностики, дающих возможность обнаружить отклонения в формировании ребенка или его поведении, дать оценку степени их выраженности;
  • анализ жизни ребенка. Для сбора информации проводятся беседы с родственниками и изучаются медицинские карты.

Эффективность психологического воздействия без дополнительных знаний из смежных сфер невозможна, так как детская клиническая психология находится в тесной связи с другими научными дисциплинами, такими как неврология, педагогика, детская физиология, психиатрия и др.

«Методы клинической психологии для детей и подростков» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Клинико-психологическое интервью (беседа)

Определение 2

Клинико-психологическое интервью (беседа) ‒ это метод получения сведений о психологических и индивидуальных качествах личности и состояниях психики.

Принципы клинико-психологического интервью:

  • однозначность и корректность вопросов;
  • доступность;
  • проверяемость и адекватность;
  • беспристрастность.

Интервью (беседа) складывается из двух частей. Первая часть ‒ нахождение психологического контакта. Это сложный и важный этап, способный воздействовать на качество результатов, которые буду получены.

Вторая часть интервью ‒ беседа во время эксперимента ‒ большей частью присуща для нозологической парадигмы клинической психологии.

Клинико-психологическое интервью может быть полуструктурированным и свободным.

Полуструктурированное интервью содержит в себе обязательный список особых вопросов, относящихся к установленной проблемы, по поводу которой обратились за помощью к психологу.

Свободные клинико-психологические интервью дают возможность собрать наиболее полные сведения об актуальных проблемах ребенка и условиях, в которых он находится. Свободное интервью дает возможность детям и взрослым спонтанно формулировать собственные актуальные, не навязанные психологом чувства и мысли, как это и бывает с ними в ежедневном общении.

Метод наблюдения

Определение 3

Наблюдение за поведением ‒ это способ оценки чувств, мыслей и действий ребенка в установленном социальном окружении.

Оно дает возможность выдвинуть гипотезу о природе проблемы и план ее корректировки.

В наблюдении обнаруживаются действительные проявления особенностей нервной системы ребенка в случаях социального взаимодействия и настоящие проблемы, которые могут быть связаны с данными особенностями, с которыми ребенок встречается в будничной жизни. Наблюдение за поведением может выполнять сам психолог или человек, обладающий возможностью проводить наблюдение (родитель, педагог, медицинский работник). Наблюдение получает особенное значение при деятельности с детьми, так как в данном случае к психологу обращается не сам ребенок, а взрослые, которые его окружают.

В наблюдении применяется следующая схема обследования:

  1. первоначально описываются события, которые предшествовали проявлению нарушений;
  2. потом (безоценочно!) описываются проявления расстройства;
  3. после чего идет описание следствий, с которыми сталкивается ребенок с проблемами.

В ходе наблюдения можно выявить большое число факторов, воздействующих на деятельность и проявление нарушений. В случае, когда наблюдение реализуется не психологом, а окружающими ребенка (пациента) людьми, появляется возможность непрямой оценки мотивации и роли данных лиц в актуализации нарушений.

Объектом клинико-психологического наблюдения может стать не только поведение, но и поведение в случаях ролевых взаимодействий, которые могут быть организованы психологом.

Эксперимент в клинической психологии

Определение 4

Эксперимент ‒ это метод, который предполагает активное вмешательство исследователя в действия участника эксперимента с задачей формирования условий для проведения проверки какой-либо гипотезы.

Психологический эксперимент представляет собой модель жизненной ситуации, которая может раскрывать (объективировать) особенности, как отдельных функций психики, так и свойств личности, установок, мотивов деятельности пациентов. Формируются условия, в которых могут четко выявляться особенности психики пациента, которые интересуют специалиста.

Проведение эксперимента выделяется от экспериментально-психологического изучения здоровых людей. Заболевание накладывает отпечаток на темп и прочие динамические свойства деятельности психики, на восприятие смысла вопросов и отношение пациента к процедуре обследования. Психолог должен принимать во внимание взаимосвязь данных условий.

Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально разработанных обстоятельствах, а действия участников обусловливаются инструкцией; естественным, когда исследование осуществляется в естественных условиях (в частности, формирование слепоглухонемых детей); констатирующим, когда исследуются явления психики; формирующим, если на его протяжении формируются установленные качества психики у участников эксперимента.

Анализ истории жизни

Анализ истории жизни ребенка содержит в себе сбор сведений о потенциально важных этапах формирования и жизненных событиях, которые оказали воздействие на проявление симптомов расстройства.

Такие сведения, как правило, относятся к следующему кругу вопросов:

рождение ребенка и связанные с этим события; развитие ребенка (возраст, в котором ребенок сделал первые шаги, начал говорить, приобрел навыки самообслуживания); медицинская история; история и характеристика семьи; социальные навыки ребенка; история образования ребенка; информация о досуге и личных отношениях с ровесниками (если речь идет о подростковом возрасте); описание попыток преодолеть расстройство до обращения к психологу; ожидания окружающих людей в отношении этого ребенка.

Таким образом, в клинической психологии применятся различные методы, которые дают возможность объективизировать, дифференцировать и квалифицировать разные варианты патологии и нормы. Выбор методики зависит от задачи, которая стоит перед психологом, психического состояния пациента, образования пациента, уровня сложности нарушения психики.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot