Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Механизмы переработки представлений в воображаемые образы

Этапы формирования воображаемых образов

Те образы, что воссоздаются в процессе воображения, из ничего не могут возникнуть. Уже хорошо известно, что они формируются на основе предшествующего опыта, представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Протекать процесс создания образов может в различных формах и проходит два основных этапа:

  1. Первый этап. Имеющиеся представления и впечатления расчленяются на составные части или, другими словами, происходит анализ полученных или сформированных впечатлений. Объект и его части в ходе такого анализа абстрагируются. Абстракция предполагает внимательное «вычерпывание» сущностных сторон предмета по частям и «без потерь». При абстрагировании неточности зависят от того, что исследователь останавливает свой взгляд на частном и поверхностном;
  2. Второй этап. Далее с этими образами могут осуществляться преобразования – возникновение новых сочетаний и связей и, во-вторых, появление совершенно нового смысла. Операции, которые производятся с абстрагированными образами, характеризуются как синтез.
Статья: Механизмы переработки представлений в воображаемые образы
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Формы синтезирующей деятельности воображения довольно многообразны. Рассмотрим некоторые из них.

Агглютинация

Это простейшая форма синтеза в процессе воображения. Суть её в том, что в результате присоединения в воображении частей или свойств одного объекта к другому, создается новый образ.

Надо сказать, что агглютинация была характерна для первобытного мифологического мышления. Мифологические образы у древних народов формировались путем агглютинации.

Например, образ кентавра, образ древнеегипетского божества, образ крылатого человека в рисунках индейцев Северной Америки, образ бабы-Яги, Змея-Горыныча и др.

Агглютинация является целенаправленным подбором заранее продуманных черт. Писатели, например, осуществляют его осознанно, и руководит этим идея, замысел или композиция произведения. Л.Н. Толстой при создании образа Н. Ростовой, не скрывал, что одни элементы черт героини были позаимствованы от его жены, а другие у её сестры. Смешав черты, писатель получил новое единое целое – образ героини романа.

«Механизмы переработки представлений в воображаемые образы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В психологии агглютинация является механизмом, который дает возможность подчинить воображение какой-то тенденции, определяющей весь спектр комбинируемых признаков, чтобы придать им смысл.

Эта форма синтеза широко используется в искусстве, техническом творчестве. В результате использования агглютинации, создан автомобиль-амфибия и судно на воздушной подушке.

Агглютинация по форме преобразования представления близка гиперболизации. Здесь имеется в виду увеличение предмета, например, великан Гулливер, и изменение количества частей предмета и их смещение. Например, в индийской мифологии многорукие богини. Агглютинацию в противовес абстрактному мышлению, часто называют символическим мышлением.

В основе агглютинации лежат разнообразные процессы, которые можно разделить на две основные группы:

  1. Процессы, с недостаточностью критичности;
  2. Произвольные процессы, контролируемые сознанием и связанные с мыслительными обобщениями.

Увеличение или уменьшение объекта, а также его частей это наиболее распространенный способ переработки образов восприятия в образы воображения. Самые разные литературные персонажи были созданы с помощью такого способа.

Осуществление агглютинации может происходить с помощью включения в новый контекст уже известных образов. Между представлениями в этом случае устанавливаются новые связи, и совокупность образов получает новое значение. Процессу включения представлений в новый контекст обязательно предшествует определенная идея. Если это не сновидение, то процесс полностью контролируем. Человек, при включении известных образов в новый контекст, добивается соответствия между отдельными представлениями и целостным контекстом, поэтому с самого начала весь процесс подчинен определенным осмысленным связям.

Схематизация и акцентировка

Способы схематизации и акцентировки переработки представлений в образы воображения по принципу обобщения существенных признаков, являются наиболее существенными:

  • Схематизация. Она имеет место при различных условиях – может возникнуть при неполном, поверхностном восприятии объекта, тогда представления схематизируются случайным образом. В этом случае могут возникнуть искажения в образах воображения, которые извращенно отражают действительность. Такие явления часто встречаются у детей. С другой стороны – достаточно полное восприятие объекта. В этом случае причиной схематизации может быть забывание каких-либо несущественных деталей. Тогда на первый план в представлении будут выступать существенные детали. Представление в этом случае становится более обобщенным и утрачивает индивидуальность. Есть и третья причина схематизации. Это может быть сознательное отвлечение от второстепенных и несущественных сторон объекта. Сознательно направляя свое внимание на существенные свойства объекта, он сводит представления до определенной схемы;
  • Акцентирование. Суть его заключается в подчеркивании наиболее типичных признаков образа, особенно при создании художественного образа. Переработка образов восприятия в образы воображения имеет главную особенность, которая заключается в том, что художественный образ дает широкое обобщение, которое всегда отражено в конкретном образе. Создание типического образа является сложным творческим процессом, отражающим определенные индивидуальные особенности того человека, который этот образ создает.

Другие формы синтеза образов

Помимо агглютинации, гиперболизации, схематизации, синтез образов в процессах воображения может осуществляться и в таких формах:

  • Литота. Это уменьшение предмета, в отличие от гиперболизации, например, мальчик с пальчик. Данные приемы широко используются в народных сказках и фантастических произведениях;
  • Подчеркивание. Это акцентирование какой-то части или определенного качества человека. С помощью этого приема создаются всем хорошо известные шаржи и карикатуры;
  • Типизация. Выделение в однородных фактах чего-либо существенного и воплощение этого в конкретных образах. Этот прием широко применяется в литературе и является самым сложным;
  • Комбинирование. Сочетание данных элементов в новые, необычные комбинации. Это простейшая техника воображения, когда исследователи считали механизмом воображения ассоциации;
  • Аллегоризация. Это использование образа в переносном смысле, который является условно избранным знаком какого-либо явления действительности;
  • Метафоризация. Это есть построение метафор, которые являются более глубоким воображаемым отражением явления, по сравнению с аллегорией. Между метафорическим образом и его значением существует определенное сходство;
  • Символизация. Это самая большая и сущностная по наполнению техника воображения, использующая символы. Символы помогают человеку сознательно получать послания от собственного бессознательного. От понятия символ отличается неограниченным объемом значения.

Таким образом, в технике воображения создается сложное динамическое единство сознательного и бессознательного. Само воображение – это свободное, своеобразное, творческое отражение действительности.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot