Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Интеграция психических процессов

Психические процессы — это группа психических явлений, которые объединяется по своим функциям в структуре психики личности. Выделение психических процессов является условным. На самом деле все психические процессы взаимосвязаны и не могут существовать и функционировать друг без друга. Все психические процессы принимают участие в одном большом самом главном процессе, который называется человеческая психика. Ученые все еще делят психику на психические процессы чисто в педагогических целях, для удобства восприятия, хотя в науке уже давно господствуют интегральные подходы к изучению психики.

Все психические процессы подразделяются на:

  • познавательные (ощущение, восприятие, мышление, представления, речь, внимание, память, воображение)
  • эмоциональные (эмоции, чувства, аффекты, стресс)
  • волевые (борьба мотивов, принятие решения, постановка цели)
Статья: Интеграция психических процессов
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Взаимодействие восприятия и памяти

Процесс восприятия человеком окружающего мира не является бесследным. Образы закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в дальнейшем. Если человек осознанного воспринимает какие-то предметы, которые он видел ранее, то этот процесс построен на узнавании. В этом процессе большая роль принадлежит памяти.

Если по каким-то причинам человек перестает запоминать или забывает полученную в течении жизни необходимую информацию, то происходит и нарушение в восприятии мира, нарушается сознательная жизнедеятельность человека, по сути жизнь рушится.

Замечание 1

Восприятие неразрывно связано с опытом человека. Опыт возникает в нашем сознании из воспоминаний.

Взаимодействие восприятия, речи и мышления

Процесс декодирования речевого кода возможен при соблюдении трех условий:

  • человек воспринимает и понимает отдельные слова
  • человек понимает структуру предложения
  • человек понимает всё сообщение
«Интеграция психических процессов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

На основе понимания каждой смысловой единицы человек делает умозаключение о смысле, затем о связях между единицами смысла, затем происходит формулирование смысла, то есть обобщение результата проделанной мыслительной работы. В конце слушающий имеет общий смысл услышанного им сообщения.

Эти процессы можно иначе описать системой уровней. Всего выделяют шесть основных уровней.

  • первичный синтез - анализ – вторичный синтез;
  • восприятие - узнавание - понимание;
  • фонемный - морфемный - словесный - фразовый;
  • распознавание - разборчивость - смысловое восприятие;
  • фонетический - фонематический - грамматический - семантико-смысловой;
  • слуховое ощущение - восприятие - понятийный

Взаимодействие мышления и воображения

Воображение имеет ряд характеристик:

  • появляется в момент некой задачи
  • важную роль играют мотивы и потребности
  • обусловлено уровнем социального сознания

В воображении очень часто появляются некие теоретические представления, мысли. Например, писатель, который пишет сове произведение или художник, который рисует картину с помощью образов хочет передать свою мысль.

Ученые неоднократно упоминали о том, что развитие воображение имеет место только при хорошо развитом интеллекте.

Замечание 2

Мышление и воображение стоят на одной ступени и являются высшими мыслительными процессами.

Воображение и мышление взаимодействую, в результате чего воображение может брать на себя функцию мышления, тем самым человек может совершать процесс понимания и познания.

Существует три основные связи между мышлением и воображением:

  • воображение «уносит» мышление за рамки воспринимаемого
  • при взаимодействии воображения и мышления происходит предвосхищение будущего
  • эта взаимосвязь помогает вспомнить предыдущий опыт.

Взаимодействие внимания и памяти

Без таких важных психологических процессов как память и внимание практически не возможна нормальная человеческая жизнь. Эти процессы помогают получать информацию из окружающего мира и сохранять ее в течении длительного времени.

На память опирается вся психическая деятельность человека. Память помогает нам оживить в сознании прошлый опыт, знания, явления, образы. Самое динамичное развитие памяти происходит в школьном возрасте.

Проблема взаимодействия памяти и внимания одна из самых актуальных в современной психологии. Насколько хорошо человек запоминает информацию, зависит от того насколько он внимателен. Внимание позволяет человеку успешно выполнять свою работу, контролировать внешние условия.

Замечание 3

Следует отметить что при снижении одной из этих функций вторая также начинает страдать.

Взаимодействие памяти и речи

Речь и память тесно связаны между собой. Если память и речь функционируют должным образом, человек может делится опытом и воспроизводить накопленные знания и навыки. Речь является мыслительным процессом, высшая мыслительная функция, которая обеспечивает общение людей между собой. Память в свою очередь накапливает, хранит, а затем воспроизводит полученную ранее информацию. Следует отметить тот факт, что именно речь и наряду с ней память активно развиваются в дошкольном возрасте.

Следует отметить что в большей степени речь связана с логической памятью. Запомнить легче то что было выражено в языковой форме.

Речь помогает сенсорной памяти, которая чаще всего не долговременна.

Когда человек воспринимает или порождает речь он обращается к своей памяти. Не имея памяти человек бы не мог общаться, так как не помнил бы значения слов.

Взаимодействие воображения и восприятия

Так как и процесс восприятия и процесс воображения начинают свою работу в мозге, то может произойти ситуация когда одно перейдет в другое. Восприятие дает целостность объекта, разрываются смысловые характеристики объекта. В процессе восприятия образы могут усложняться. Воображение проявляет себя тогда, когда сознание начинает достраивать образы самостоятельно не зависимо от внешних факторов. Человек, не видя полной картины может достраивать отсутствующие ее части. Эта способность свидетельствует о развитии предметно-деятельностных характеристик чувственных образов. Человек сознательно продуцирует недостающие образы. Воображение развивается в сознании человека. А это значит, что человек переносит свои установки, мотивы и желания на недостающие элементы.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 22.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot