Региональные проблемы и их особенности
Развитие страны может сдерживать неоднородность регионов, а именно: разница в их хозяйственном развитии, существующий уровень сотрудничества между ними, система ценностей населения и тому подобное, что и ложится в основу региональных проблем. Именно поэтому государство должно иметь четкую стратегию регионального развитую страны в целом, что находить свое отражение в эффективной региональной политике, направленной на предупреждение и устранение региональных проблем.
Попутно заметим, что внедрение маркетинга на всех уровнях управления сдерживает ряд региональных проблем, главными среди них есть:
- недостаточный уровень внедрения существующих прогрессивных достижений маркетинга;
- нестабильная рыночная ситуация, обусловленная изменениями в законодательстве, низкой конкурентоспособностью национальных товаропроизводителей,
- отсутствием эффективных связей между отдельными отраслями и высоким уровнем монополизма в некоторых из них,
- неудовлетворительным уровнем покупательной способности и инвестиционной привлекательности отдельных территорий.
Региональная политика и региональный маркетинг
В современных условиях государство (центр) пока что не имеет достаточного количества ресурсов для обеспечения достойного качества жизни населения, независимо от региона, поэтому значительные ожидания возлагаются на региональные и местные органы власти, в частности на их качество работы, создание рабочих мест, способность привлечения инвестиций, привлечения потенциальных потребителей и тому подобное.
«Важным средством региональной политики в странах, которые имеют значительный опыт в этой сфере (Япония, Франция, Италия и др.), Является региональный маркетинг. Регионы в данном случае можно рассматривать как определенные корпорации, конкурирующие за ресурсы и потребителей. Соответственно, можно говорить о необходимости разработки конкурентной политики регионов, политики рыночной деятельности. Таким образом, речь идет о маркетинге региона как составной части региональной политики.
Разделяем мнение исследователей, которые разграничивают такие понятия как «маркетинг в регионе» и «региональный маркетинг». Основной задачей регионального маркетинга является создание новых и укрепление существующих преимуществ для привлечения в регион экономических агентов, способных повысить благосостояние жителей региона.
Цели регионального маркетинга
Как ответ на самые распространённые региональные проблемы, региональный маркетинг выделяет следующие цели:
- Благоприятная для региона реализация ресурсного потенциала.
- Обеспечение сведения о определенную территорию выше регионального (национального).
- Привлечение в регион новых потребителей товаров и услуг, производимых (оказываемых) регионом.
- Привлечение в регион новых предприятий и инвесторов из других регионов (стран).
- Реализация внутреннего маркетинга по созданию корпоративной культуры региона, самоидентификации территории и системы ценностей, ее населения и субъектов хозяйствования, развитие социального капитала региона.
- Рост занятости, доходов и качества жизни, содействие социальному и культурному прогрессу, формирование благоприятной демографической структуры, сохранение природной среды и улучшения экологической ситуации.
- Рост конкурентоспособности предприятий региона.
- Рост степени идентификации граждан с территории проживания.
- Создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса.
- Создание положительного делового имиджа региона в стране и за рубежом.
Управление региональным маркетингом
Для эффективного управления региональным маркетингом, выполнения его основных задач и достижения поставленных целей стоит, по нашему мнению, создать региональный маркетинговый центр в форме так называемого некоммерческого партнерства. В его состав могли бы входить, кроме представителей региональной власти, владельцы ведущих предприятий, от успешной деятельности которых зависит развитие, функционирование и имидж региона; представители средств массовой информации и рекламных, PR-, Event-агентстве и тому подобное. По опыту функционирования таких организаций регионального развития целесообразно обратиться к восточноевропейских стран
Существующие государственные механизмы управления регионом не полностью соответствуют задачам и целям. Управление социально-экономическим развитием региона требует новых подходов и методов, учитывая его особенности. В современных условиях региональный маркетинг является тем инструментом, который позволяет обеспечить устойчивую взаимосвязь между регионами страны.
Исследование состояния регионального маркетинга свидетельствует о том, что чем глубже осуществляется изучение и оценка собственных нужд, платежеспособного спроса, состояния рынка в регионе, тем более позитивным и эффективным будет воздействие на оптимизации структуры производства и объема потребления.