Место регионального маркетинга в региональной политике
Достижения сбалансированного развития регионов, оптимизация структуры их экономики, эффективное решение социальных и экологических проблем территорий в современных условиях глобализации и регионализации возможны только на основе преимущественно инновационного развития, применения новых подходов не только в сфере регионального производства, внедрение новейших технологий и способов использования ресурсов региона, а в первую очередь - в сфере управления региональными социально-экономическими процессами и явлениями. Зарубежный опыт формирования и реализации региональной политики свидетельствует о широком применении в управлении развитием территориальных образований специального инструментария менеджмента, а именно регионального (территориального) маркетинга.
Региональный маркетинг, который охватывает систему методов, направленных на то, чтобы сделать регион более привлекательным для жизнедеятельности и производства, является эффективным методом поддержки регионального развития, привлечения инвестиций и содействия инновациям, с помощью чего можно превратить регион в «полюс роста» и обеспечить его устойчивое развитие.
Основной функциональный смысл регионального маркетинга заключается, с одной стороны, в информационно-аналитическом исследовании территории и ее рынков, выявлении существующих и формировании инновационных потребностей и подготовке обоснованной информации для разработки стратегии развития, а с другой - в применении маркетинговых методов и инструментов с целью содействия удовлетворению потребностей населения, повышение конкурентоспособности территории, обеспечение плодотворного взаимодействия власти и общественности.
Важным фактором, определяющим место отдельной территории во внешней среде, становится ее присутствие в виртуальном символическом пространстве (Интернет, мобильная связь, телевидение, средства массовой информации и т.д.). Также особенностью нашего времени является глобализация и тенденция к "стиранию" границ. На первый план выходит конкуренция территорий за долю не только потребителей, но и уважения и внимания. Города, регионы становятся точками притяжения и международного соперничества в области капиталов, талантов, впечатлений и славы. Поэтому в таком современном быстроменяющемся мире стремительно растет стоимость нематериальных активов:
- брендов,
- имиджей,
- информации,
- знаний.
Исходя из вышеприведенного региональный маркетинг является одним из направлений социального маркетинга, в основе которого лежит управление устойчивым развитием территории, направленное на обеспечение дополнительных возможностей развития, привлекательности сосредоточенных на территории природных, материально-технических, финансовых, трудовых, организационных, социальных и других ресурсов, а также перспектив для реализации и воспроизводства таких ресурсов, престижа территории в целом.
Цели и методы регионального маркетинга
Региональный (территориальный) маркетинг занимает особое место в местной политике формирования территории (пространства) и направлен на достижение целей устойчивого развития региона. Согласно задачам регионального маркетинга, в системе специальных механизмов регионального управления важныим являются:
- выбор приоритетов экономического и социального развития территории;
- выявление целевых сегментов рынка для развития региональной экономики;
- создание механизма экономической заинтересованности в развитии отраслей наиболее привлекательных и перспективных для территории путем введения специальных режимов финансово-бюджетного, денежно-кредитного и ценового регулирования;
- заключение договоров (соглашений) с другими территориями;
- распространение информации о конкурентных преимуществах региона;
- привлечение в регион новых инвестиций и субъектов хозяйствования;
- повышение конкурентоспособности институциональных единиц территориального образования;
- гармонизация интересов всех субъектов рынка;
- предоставление деловой информации субъектам хозяйствования о бизнесе на этой территории, о развитии деловой активности;
- формирование привлекательного имиджа органов власти в регионе, распространение позитивной информации о них;
- содействие дополнительным поступлениям в бюджет, повышение конкурентоспособности территории и увеличение возможности более эффективного решения региональных социально-экономических и экологических проблем;
- создание комфортного жизненного среды для населения региона.
При корректном использовании интегрированного набора методов маркетинга, и направлено на те территории, которые обладают определенными преимуществами и представляют определенный интерес для потенциальных потребителей (пользователей) этой территории.
В современных условиях органы регионального управления используют специальные маркетинговые методы для реализации комплекса маркетинга:
- продукта,
- цены,
- места,
- продвижения (маркетинговых коммуникаций).