Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Типы данных. Переменные и константы в Turbo Pfscal V.7.0

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Программирование / Программирование на языке Turbo Pascal / Типы данных. Переменные и константы в Turbo Pfscal V.7.0
Типы данных. Переменные и константы в Turbo Pfscal V.7.0

В Turbo Pascal все данные, которые используются в программе, принадлежат к какому-либо определенному типу.

Тип данных определяется:

  • форматом данных;
  • множеством допустимых значений;
  • множеством операций.

Типы данных в Turbo Pascal подразделяют на 5 основных классов:

  • простые;
  • структурированные;
  • ссылочные;
  • процедурные;
  • объектные.

Остановимся более подробно на простых типах данных. Они, в свою очередь, бывают порядковые и вещественные.

Порядковый тип данных

Определение 1

Порядковый тип – это тип данных, в качестве области значений которого используется упорядоченное счетное множество. Каждый элемент множества имеет порядковое число, которое является его номером при перечислении.

К порядковому типу данных можно отнести следующие типы:

Помощь со студенческой работой на тему
Типы данных. Переменные и константы в Turbo Pfscal V.7.0

  • целый;
  • логический;
  • символьный;
  • ограниченный;
  • перечисляемый.

Целочисленный тип данных

Значение целочисленного типа данных может быть представлено в программе 2 способами: в традиционном десятичном виде (последовательность цифр) и в шестнадцатеричном виде (перед числом ставится знак «$», а цифры старше 9 обозначают буквами латинского алфавита от А до F). Например:», а цифры старше 9 обозначают буквами латинского алфавита от А до F). Например:

Пример 1

Var x1, x2:integer;y1:byte;y2:word;

Над данными целочисленного типа возможно выполнение математических операций: сложения «+», вычитания “-”, умножения «*», деления «/», целочисленного деления div, остатка от деления mod. Результат вычисления указанных операций будет иметь также целочисленный тип.

Кроме того, с целыми числами можно проводить операции, результатом которых не будут являться целые числа. К таким операциям относятся простое деление и операции отношения, к которым относят седующие: равно “=”, не равно “”, больше “>”, меньше “=”, меньше или равно “

Логический тип данных

Переменные этого типа данных описывают с помощью ключевого слова Boolean. Данные этого типа способны принимать только 2 значения: ложь (False) и истина (True). Описывают эти данные в разделе описания переменных. Например: Var Flag : Boolean;

В Turbo Pascal используются специальные (логические) операции, которые применяются к переменным данного типа. К этим операциям относятя: not, and, or и хor.

В операции not (отрицание) используется только 1 операнд, в результате получается его логическое отрицание. Итоговое значение операции not будет ложным, если операнд истинен, и истинным, если операнд будет ложным.

Результат операции and (логическое «И») будет истинным лишь, когда оба операнда истинны, и ложным в остальных случаях.

Результат операции or (логическое «ИЛИ») будет истинным, если один из операндов истинен, и ложное - если оба операнда окажутся ложными.

Символьный тип данных

Кроме числовой информации в среде программирования Turbo Pascal применяют алфавитно-цифровую или символьную информацию, включающую прописные и строчные буквы, цифры от 0 до 9 и различные вспомогательные символы. Для описания символьных переменных используются 2 типа данных char или string.

Тип данных Char

Каждая переменная данного типа, как правило, принимает значение только одного символа. Все символы находятся в установленном порядке в соответствии со специальным кодом (например ASCII). Порядковый номер символа будет называться кодом (латинский символ 'А ' в таблице ASCII –кодов имеет код 65).

С символьными данными нельзя проводить никакие арифметические операции, однако их можно сравнивать в соответствии с их кодами, данные этого типа могут использоваться при чтении, печати, в операторах присваивания.

Строка представляет собой последовательность символов. Строка – это своего рода массив, элементы которого имеют тип chаr. Например:

Пример 2

BUK: array[1..17] of char;

В данном примере массив представлен символами, которых в его составе 17. Если количество символов в массиве будет меньше указанного, то строка будет дополняться пробелами справа.

Иначе возникнет ошибка несоответствия типов. Поскольку массивы символов – это обычные массивы, только содержащие элементы символьного типа, то них характерны все свойства массивов.

Тип данных String

В среде Turbo Pascal используется тип данных string. Переменные данного типа принимают значения переменных длины. Максимальное значение переменной - 255 символов. Например:

str: string[200]; ow: string[10];

В скобках указана максимальная длина для этой переменной. Чтобы ввести значения строкового типа (string) используют оператор readln, а не read. За 1 раз можно ввести только одну строку.

Строки могут сравниваться между собой с помощью операций отношения (сначала сравнивают крайние левые символы, если они равны, то сравниваются последующие и т.д.).

Интервальный (ограниченный) тип данных

Отрезок, представляющий собой диапазон значений любого порядкового типа, можно определить как интервальный (ограниченный) тип. Отрезок можно задать диапазоном констант, разделенных двумя точками, от их минимального до максимального значения. В качестве констант возможно использование констант, принадлежащих к целому, символьному, логическому или перечисляемому типам. Отрезок строится на скалярном типе, который называется базовым. Приведем примеры отрезков: $ 1..55, -27..77 ,'a'..'z'$

Минимальное и максимальное значения констант - это нижняя и верхняя границы отрезка, который определяет интервальный тип. Значение нижней границы должно быть меньше значения верхней.

С переменными интервального типа можно выполнять все операции и использовать все стандартные функции данного базового типа.

Перечисляемый тип данных

Данный тип – это ограниченная упорядоченная последовательность скалярных констант, входящих в его состав. Значение каждой константы задают ее именем. Имена констант, как правило, отделяют друг от друга запятыми, а все они, входящие в состав данного типа, заключаются в круглые скобки.

Константы объединяются в одну группу согласно определенному признаку. Например, перечисляемый тип Rainbow (радуга) объединяет скалярные значения red, orange, yellow, green, light_blue, blue, violet (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Перечисляемый тип указывают в разделе описания типов, например:

Пример 3

type rainbow = (red, orange, yellow, green, light_blue, blue, violet);

Определение 2

Каждое значение - это константа и принадлежит лишь одному из перечисляемых типов, использованных в программе.

Описание переменных, относящихся к скалярным типам, которые указываются в разделе описания типов, производят с помощью имен типов. Например:

Пример 4

type Traffic_Light= (red, yellow, green); var Section: Traffic_Light;

Данная запись значит, что в качестве значений переменной Section могут использоваться значения red, yellow или green.

Переменные этого типа данных указывают в разделе описания переменных, например: var Section: (red, yellow, green);

При этом имена типов не указываются, а переменные определяются совокупностями значений, которые составляют данный перечисляемый тип.

К переменным этого типа данных можно применять оператор присваивания:

Section:= yellow;

Последовательность значений, которые составляют перечисляемый тип, автоматически нумеруется, начиная с 0 и далее через 1. Это значит, что к перечисляемым переменным и константам могут применять операции отношения и стандартные функции Pred, Succ, Ord.

Вещественные типы данных

В среде Turbo Pascal используются 5 видов вещественного типа, диапазон возможных значений которых зависит от их внутреннего представления: real, single, double, extended, comp.

С данными вещественного типа выполняют операции:

  • арифметические: +, -, /, *;
  • соотношения: =, , , =;
  • sin(x) - возвращает синус, угол в радианах;
  • cos(x) - возвращает косинус, угол в радианах;
  • arctan(x) - возвращает арктангенс;
  • abs(x) - возвращает абсолютную величину;
  • sqr(x) - возвращает квадрат;
  • exp(x) - возвращает экспоненту;
  • ln(x) - возвращает логарифм натуральный;
  • trunc(x) - отбрасывает дробную часть, например: $trunc(8.9)=8$;
  • round(x) - округляет до ближайшего целого $round(7.8)=7$;
  • frac(x) - выделяет дробную часть, например: $frac(20.2)=0.2$;
  • int(x) - выделяет целую часть, например: $int(22.3)=22.0$;
  • random(x) - датчик случайных чисел (ДСЧ);
  • randomize - инициализация ДСЧ.

Константы

Случается, что в программе встречаются величины, которые остаются постоянными на протяжение всего выполнения программы, т.е. они представляют собой противоположность переменных. Подобные величины называют константами. Константы описываются в специальном разделе программы (Const).

В качестве констант в Turbo Pascal используются:

  1. Целые числа. Их записывают со знаком или без знака и они могут иметь значения от – 2 147 483 648 до + 2 147 483 647.
  2. Вещественные числа записывают со знаком или без знака, используя десятичную точку или экспоненциальную часть, начинающуюся с символа «e», за которым стоит десятичный порядок. Например,
Пример 5

запись 6.77e6 означает 6,77*106.

comments powered by HyperComments