Сущность транспортного права
Отличительной особенностью транспорта в образе отрасли материального производства является то, что он не образует новых материальных ценностей, в связи с этим не увеличивает общественные богатства. Его продукция представлена деятельностью по территориальному перемещению людей или грузов.
Транспорт - связующее звено экономики государства, охватывающее все разновидности общественного производства, обмена и распределения.
От четкой, регулярной работы транспортных предприятий, своевременности перевозки пассажиров и грузов находится в зависимости ритм работы торговли и промышленности и т.п.
Предмет транспортного права
Для выделения предмета транспортного права необходимым является выявление специфического признака отношений, которые регулируются данным правом. К примеру, в 1 статье Устава железнодорожного транспорта устанавливается, что Устав урегулировал отношения, которые возникают меж перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, собственниками инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, собственниками железнодорожных путей необщего пользования, иными юридическими и физическими лицами при использовании услуг железнодорожного транспорта общественного пользования и железнодорожного транспорта необщественного пользования, и учреждает их обязанности, права и ответственность. Таким образом, специфичным признаком отношений на железнодорожном транспорте представляется оказание услуг, которые связаны с перевозкой пассажиров, грузов и багажа.
Но транспортное право занимается регулированием отношений, связанных не только с железнодорожными перевозками, но и с перевозками на иных видах транспорта.
Предметом транспортного права представляются общественные отношения межтранспортными предприятиями и клиентами, которые возникают при оказании услуг по использованию транспортных средств, для реализации процесса перевозки.
Методы транспортного права
Анализируя место транспортного права в правовой системе, необходимо исходить из следующего. Транспортное право является совокупностью правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в связи с организацией и деятельностью транспортных предприятий. В различное время авторы научных публикаций предложили признать самостоятельными правовыми отраслями все транспортное право или его отдельные частицы. Так, например, в отношении воздушных перевозок был сделан вывод о необходимости признать воздушное право уже на современном уровне его развития самостоятельной отраслью права. Представители морского транспорта категорично утверждали, что морское право - это самостоятельная отрасль права, содержание которой определено отношениями, которые складываются на морском транспорте и при торговом мореплавании.
Традиционно разграничиваются правовые отрасли по методу правового регулирования. Любая правовая отрасль характеризована следующими моментами:
- определенным предметом урегулирования, то есть теми общественными отношениями, которые ей образуются, закрепляются, защищаются;
- определенным методом урегулирования, то есть тем специфичным способом, с помощью которого законодатели на основании этой общности юридических норм обеспечивает необходимое ему людское поведение как участников правовых отношений.
Совершенно очевидным является, что предмет правового урегулирования в конкретной отрасли права составляет круг однородных общественных отношений. Но часто подобные однородные общественные отношения, к примеру, в транспортной деятельности, формируются, развиваются под влиянием ряда иных правовых отраслей:
- административного;
- гражданского;
- трудового и т.п.
В этих случаях проявляется необходимость во вспомогательных мерах, которые позволяют выделить предмет этой правовой отрасли. В данном смысле более весомым значением обладает метод правового урегулирования, представляемым юридическим средством воздействия, применяемым при правовом урегулировании общественных отношений.
Только единение метода регулирования и предмета - правильный классификационный признак распределения правовых норм по отраслям. Особенность транспортного права состоит в том, что оно сочетает властно-организационные отношения, которые урегулированы административным правом, и отношения имущественного характера, которые урегулированы гражданским правом.
Имущественные отношения, которые возникают в связи с деятельностью транспортных предприятий, подчиняются началам гражданского законодательства, а важнейшим разделом транспортного права является договор перевозки, представляющий собой гражданско-правовой институт.
Транспортное право - это комплексная отрасль права России. Оно регулирует различные по характеру отношения, возникающие в процессии взаимных отношений транспортных предприятий с клиентами, когда подобные отношения имеют нужду в специализированном правовом урегулировании из-за особенностей их.
Метод правового регулирования представляется способом воздействия правовых норм на общественные отношения. Методы правового урегулирования являются свойственными лишь государству в образе его органов; они касаются только юридических норм, их действие обеспечивается принуждением государственного характера. Императивный метод представлен способом властного воздействия на участников общественных отношений, которые урегулированы нормами транспортного права, к примеру, установление транспортным законодательством разного рода запретов, ограничений со стороны государства.
Диспозитивный метод представлен способом урегулирования отношений меж участниками правового отношения, которые являются равноправными сторонами. В него включаются предоставление определенных прав, дозволение, предоставление возможности выбора собственного поведения.
Потому как транспортное право является комплексной отраслью, то ей присущи оба названных метода.