Субъекты транспортного права
Субъектный состав транспортного права представляется совокупностью участников транспортного правоотношения. Ими могут являться индивиды, то есть физические лица; юридическая форма лица; государство в представительстве разнообразных государственных органов.
Минимальный состав субъектов транспортного правового отношения содержит в себе управомоченного субъекта и обязанного субъекта, к примеру, грузоотправитель и перевозчик; грузополучатель и транспортный экспедитор; перевозчик и представитель органа таможни; перевозчики представитель органа технического надзора и классификации судов и т.п.
Субъекты транспортного правового отношения наделены правосубъектностью, то есть социально-правовой возможностью являться участниками транспортных правовых отношений.
Элементы правосубъектности составляют:
- правоспособность субъекта;
- дееспособность субъекта;
- деликтоспособность субъекта.
В содержание транспортного правового отношения включены юридические обязанности и права его субъектного состава. Они являются разнообразными. Для содержания транспортных правоотношений имущественного характера, являющихся подвидом гражданских правовых отношений, характерным является то, что и обязанности и права их субъектного состава называются субъективными обязанностями и правами. Субъективные обязанности права и формируются, и подвергаются прекращению одновременно. К примеру, они образуются у сторон договора грузовой перевозки одновременным образом с моментом его заключения, а прекращаются с момента исполнения этого договора.
Содержание транспортных правовых отношений административно-правового характера содержит не только обязанности и права субъектного состава, но и процессуальный правовой режим их реализации, а также закрепленные для субъектного состава ограничения и запреты.
Субъектный состав транспортных правовых отношений содержит в себе физические и юридические лица.
Физические лица это:
- пассажиры представленные физическими лицами, перевозка которых транспортным средством реализуется на основании договора перевозки пассажира либо договора фрахтования транспортного средства для пассажирской перевозки, в соответствии с 12 пунктом 2 статьей«Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» – УАТГНЭТ;
- грузоотправители и грузополучатели, выступающие в таком качестве только в случае реализации перевозки груза для личных или же бытовых, домашних, семейных и других нужд, которые не имеют связи с осуществлением деятельности предпринимательского характера;
- индивидуальные предприниматели, представляемые перевозчиками, грузоотправителями, грузополучателями, фрахтовщиками, фрахтователями, владельцами инфраструктуры железнодорожного транспорта и пр.
Обрести статус индивидуального предпринимателя физическое лицо может лишь в случае прохождения им процедуры государственной регистрации в порядке, установленном государственным законодательством. В случаях, которые определяются законодательством, деятельность индивидуальных предпринимателей, представляемых субъектами транспортных правовых отношений, подлежит лицензированию, то есть необходимо получить лицензию на какой-либо вид оказываемых услуг, к примеру, на оказание медицинских услуг или деятельность в области пожарной безопасности.
Юридические лица, представляемые перевозчиками, грузоотправителями, грузополучателями, фрахтовщиками, фрахтователями, владельцами инфраструктур, транспортными экспедиторами и пр. Законодательством устанавливается система лицензирования деятельности юридических лиц, представляемых субъектами транспортных правовых отношений. В первую очередь имеется необходимость отметить лицензирование деятельности перевозчика по перевозкам пассажиров и грузов, которая регулируется ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»от 04.05.2011.
Предмет транспортного права
Ученые-юристы выдвигали разнообразные трактовки понятия транспортного права, его месте и роли в общей правовой системе. Самым обоснованным представляется подход к транспортному праву в форме комплексной правовой отрасли.
Предметом отрасли представляются общественные отношения разнообразных видов:
- правоотношения, которые связываются с организацией и реализацией перевозок, базирующихся на началах договорного характера;
- отношения административно-правового характера, которые вызваны необходимостью строжайшего соблюдения правил использования транспортного средства, обеспечения мер в области безопасности, реализация контрольных действий над деятельностью в сфере транспорта, технического надзора над ним;
- правоотношения трудового характера на транспорте;
- правоотношения, которые возникают меж сторонами в связи с претензионным порядком рассмотрения споров, то есть правоотношения процессуального типа.
Иным важнейшим фактором, который дает основание относить транспортное право к комплексной отрасли, представлено то обстоятельство, что его нормы не связываются единым методом правового урегулирования.
Основной метод правового урегулирования договорных транспортных правоотношений - метод равенства сторон. Но относительно административных правоотношений на транспорте применяется метод властных распоряжений. Процессуальным правовым отношениям является присущим диспозитивно-императивный метод.
Конкретно комплексным правовым отраслям являются присущими в образе предмета общественные отношения не однородные, а в качестве метода – разнообразные способы, средства их урегулирования.
Транспортное право представляется комплексом юридических норм, которые регулируют отношения управленческого, договорного, процессуального и трудового характера в сфере транспортной деятельности по организации и реализации перевозочной деятельности.