Классификация органов судебной системы
Система судебных органов является совокупностью всех судов, действующих в Российской Федерации, согласно требованиям Конституции РФ, объединенная едиными принципами организации и деятельности судов и построенная с учетом особенностей построения государства, с учетом административного, территориального и федеративного устройства.
Судебные органы, как составляющие единой системы, руководствуются общим материальным и процессуальным законодательством и обладают соответствующей компетенцией.
Несмотря на то, что судебные учреждения в основном преследуют единую цель, а именно, реализацию правосудия, их можно подразделить на три независимых системы:
- систему общих судов, в том числе, включая, также, военные суды в форме подсистемы;
- арбитражные суды;
- конституционную юстицию, в лице Конституционного Суда РФ на федеральном уровне.
Действующее федеральное законодательство, регламентирующее деятельность судебной власти, подразделяет судебные органы по территориальному признаку их действия.
По данному критерию судебные органы подразделяются на:
- федеральные суды, включающие в свой состав: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ,
- суды республик,
- краевые и областные суды,
- суды городов федерального значения,
- суды автономной области и автономных округов,
- районные суды,
- военные и специальные суды;
- Высший Арбитражный Суд РФ,
- федеральные арбитражные суды округов, а также арбитражные суды субъектов Федерации;
- суды субъектов Федерации — конституционные (уставные) суды, мировые судьи.
Особенности системы органов судебной власти
С точки зрения процессуальной компетенции судебные органы подразделяются на судебные органы первой инстанции; судебные органы второй (кассационной) инстанции; судебные органы надзорной инстанции.
Давая определение судебной инстанции необходимо отметить, что это судебный орган, или его структурное подразделение, выполняющее определенную судебную функцию, которая связана с рассмотрением судебных дел.
Судебная деятельность включает в себя принятие решений по существу дела, контролирующая деятельность по проверке законности, корректности и обоснованности вынесенных решений.
Независимость судебной власти и ее структуры органов говорит о наличии своей собственного аппарата судебной власти, которые структурно организованы в один механизм. Они наделены полномочиями, которые осуществляют функции государственной власти от имени РФ.
В соответствии со статьей 118 пункта 2 Конституции РФ, деятельность судебного аппарата в Российской Федерации реализуется при помощи нескольких разновидностей судебного производства, а именно:
- конституционного,
- гражданского,
- административного,
- уголовного.
Непосредственно каждому из четырех видов судебного производства соответствует свой определенный объем определенных законодательством процессуальных правил.
В Конституции РФ отсутствует перечень определенных инстанций, судебных органов. Законодателем осуществляется определенное ограничение, путем установления единого правила о подконтрольности органов судебной власти РФ со стороны Конституции РФ и других конституционных законов федерального уровня.
Из выше изложенного можно сделать заключение о том, что ни один судебный орган, который входит в состав судов РФ, не может быть создан либо учрежден на основании какого-либо правового акта, помимо федерального конституционного законодательства.
Таким образом, невозможно свободное создание специальных органов судебной власти Российской Федерации, так как это влечет за собой нарушение общности судебной системы всей страны.