Конституция – это важнейший документ, определяющий форму общественного устройства, гарантии прав и свобод личности, полномочия органов государственной власти.
Внесение изменений в основной закон страны, имеющий высшую юридическую силу на всей ее территории, представляет собой длительный и сложный процесс. Реализовать его возможно только при наличии серьезных оснований и всесторонней поддержке общества и властных структур.
Порядок внесения изменений и пересмотра положений основного закона нашей страны утвержден главой 9 действующей Конституции РФ от 1993 года. Этот процесс также регулируется федеральным законом «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ», который был принят 4 марта 1998 года.
Полномочия по внесению изменений в Конституцию РФ
Согласно статье 134 Конституции РФ, инициировать внесение изменений в текст основного закона страны могут только следующие должностные лица и органы государственной власти:
- Президент России;
- Государственная Дума;
- Совет Федерации;
- Правительство РФ;
- законодательные органы субъектов РФ;
- группа депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации, численность которой составляет не менее одной пятой от их общего количества.
Однако не все из вышеперечисленных субъектов права могут менять формулировки любых положений. Например, важнейшие главы 1, 2 и 9 Конституции РФ, определяющие характер государственного строя России, права и свободы граждан, а также порядок изменения текста основного закона, не могут быть пересмотрены Государственной Думой или Советом Федерации.
Если все же $^3/_5$ от общего количества депутатов и сенаторов поддержат предложение о внесении поправок в важнейшие положения основного закона страны, то должно быть специально созвано Конституционное Собрание. Оно либо отклоняет выдвинутое предложение, либо принимает решение о необходимости организации и проведения всенародного референдума по данному вопросу.
Новый проект Конституции РФ, - а в случае изменения основополагающих глав речь идет именно об этом, - направляется Президенту России. При положительной санкции Конституционного суда назначается дата референдума. Решение зависит от населения государства.
А внесение изменений в главы 3-8 основного закона страны не требует всенародного волеизъявления. Поправки в текст этих положений могут быть утверждены соответствующими федеральными законами. Они принимаются Государственной Думой, Советом Федерации и подписываются Президентом России в порядке, предусмотренном для издания конституционных законов.
Рисунок 1.
Процесс внесения поправок в Конституцию РФ
Рассмотрим более подробно процесс внесения поправок в текст 3-8 глав Конституции РФ, не требующий проведения всенародного референдума и принятия нового основного закона страны.
Соответствующие предложения вносятся уполномоченными на это органами власти и должностными лицами в Государственную Думу в качестве законопроектов. Сначала они рассматриваются профильным комитетом нижней палаты российского парламента, а затем – всеми депутатами на пленарном заседании. Если не менее двух третей от общего количества народных избранников поддержали проект конституционного закона во всех трех чтениях, то документ направляется в Совет Федерации для одобрения. В этом органе представительной власти за него должны проголосовать, как минимум, три четверти всех сенаторов.
Получивший поддержку конституционный закон направляется для ознакомления в региональные парламенты. Органы представительной власти субъектов РФ в случае несогласия с предложенными поправками в текст Конституции РФ могут в течение семи дней обжаловать постановление Совета Федерации в Верховном суде, известив об этом Президента России.
Если все региональные парламенты согласились с одобренным проектом конституционного закона, то он направляется главе государства для подписания.
Документ вступает в силу со дня его официального опубликования, если в его тексте не установлена другая дата. В течение месяца принятая поправка вносится в соответствующую главу Конституции РФ, затем основной закон страны публикуется в новой редакции.
Иной порядок предусмотрен для внесения изменений в статью 65 Конституции РФ, в которой перечисляются названия субъектов, входящих в состав Российской Федерации. Официальное наименование какой-либо республики, автономного округа, края, области или города федерального значения может быть скорректировано по представлению самого субъекта РФ, такое изменение оформляется в виде федерального закона.
Совсем другое дело, если речь идет о включении в состав России нового региона, пересмотре федеративного устройства нашей страны, формировании новой административно-территориальной единицы. Такие серьезные решения утверждаются Государственной Думой и Советом Федерации с соблюдением всех процедур, необходимых для принятия конституционного закона.
Изменения, внесенные в Конституцию РФ
С момента принятия действующей Конституции РФ на референдуме, состоявшемся 12 декабря 1993 года, в ее текст было внесено несколько существенных изменений, а также ряд поправок, касающихся названий отдельных регионов.
Президент России в 2008 году инициировал увеличение срока полномочий главы государства с 4 до 6 лет. Вместе с тем, время действия мандата депутата Государственной Думы было продлено с 4 до 5 лет. К тому же, у Правительства РФ появилась новая обязанность – отчитываться о результатах и планах своей работы перед нижней палатой российского парламента.
А в 2014 году также по инициативе Президента РФ в основной закон страны было внесено еще одно изменение: Верховный и Высший арбитражный суды России объединили, образовав единую инстанцию.
Перечислим субъекты РФ, скорректировавшие свои названия с 1993 года:
- Читинская область и Агинский Бурятский автономный округ объединились в Забайкальский край;
- Камчатская область и Корякский автономный округ образовали Камчатский край;
- Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ сформировали Пермский край;
- Ханты-Мансийский автономный округ переименован в Ханты-Мансийский автономный округ – Югра;
- Чувашская Республика – Чаваш республики изменила свое название на Чувашская Республика – Чувашия;
- Республика Калмыкия – Хальмг Тангч стала официально называться Республика Калмыкия;
- Ингушская Республика сменила наименование на Республика Ингушетия;
- Республика Северная Осетия теперь называется Республика Северная Осетия – Алания.