Общие положения прокурорского надзора на стадии предварительного расследования
В ходе предварительного расследования должны соблюдаться права гражданина, личности, общества и государства. Это закреплено в Федеральном законе «О прокуратуре…», Конституции РФ, УПК РФ. В этих документах закреплены положения о том, что человек, а также его права и свободы – это высшая ценность; соблюдение прав и свобод, их защита и признание являются обязанностью государства.
Прокуратура РФ – это централизованная федеральная система органов, которая осуществляет надзор за соблюдением Конституции (от имени государства) и исполнением законов.
Прокуратура РФ в целях укрепления законности, обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод гражданина и человека, защиты охраняемых законодательством интересов государства и общества реализует, совместно с другими направлениями, надзор за исполнением законов органами, которые осуществляют оперативную и розыскную деятельность, предварительное следствие и дознание.
При реализации прокурорского надзора должны учитываться следующие предписания Конституции:
- действия и решения должностных лиц и органов государственной власти могут быть обжалованы в судебном порядке (ст. 46);
- заключенный под стражу задержанный, обвиняемый в совершении преступления может воспользоваться помощью защитника - адвоката с момента задержания, предъявления обвинения или заключения под стражу (ст. 48);
- в обязанности обвиняемого не входит доказательство собственной невиновности, все неустранимые сомнения в виновности должны быть истолкованы в пользу обвиняемого (ст. 49);
- правосудие не допускает использование доказательств, которые были получены с нарушением закона (ст. 50);
- гражданин имеет право не свидетельствовать против себя, близких родственников, своего супруга, а также лиц, круг которых определяет федеральный закон (ст. 51);
- права лиц, потерпевших от злоупотреблений и преступлений органов власти, охраняются законом; обязанность государства - обеспечить доступ к правосудию и возместить компенсацию причиненного ущерба (ст. 52).
Уголовно-процессуальные законы определяют порядок обеспечения законности при осуществлении процессуальных и следственных действий, порядок производства по уголовным делам, соблюдение уголовно-процессуальной формы, регламентирует защиту лиц, круг которых определен Конституцией РФ, законных интересов и прав личности, гражданина, общества и государства.
Вопросы, рассматриваемые на стадии предварительного расследования
Прокурорский надзор на стадии предварительного расследования особое внимание уделяет вопросам:
- наличия оснований для привлечения лица как обвиняемого к уголовной ответственности, порядка предъявления обвинения и допроса, соблюдения прав всех участников процесса;
- соблюдения положений, порядка и правил сбора доказательств;
- соответствия компетенции должностных лиц, проводящих предварительное расследование;
- соблюдения формы, порядка производства процессуальных документов;
- соблюдения порядка оформления процессуальных документов;
- соблюдения подследственности;
- наличия основания проведения процессуальных и следственных действий;
- применения мер пресечения и уголовно-процессуального принуждения;
- соблюдения положений получения разрешения суда и порядка его оформления;
- строгого соблюдения условий и оснований приостановления и / или возобновления расследования, порядка оформления данного этапа расследования;
- принятия решения о прекращении уголовного дела или преследования.
В прокурорском надзоре особого внимания требует принятие решений по делам, касающихся несовершеннолетних и лиц, которые совершили противоправные деяния, а также лиц, страдающих физическими или психическими недостатками и лишенных возможности отстаивать свои права самостоятельно.
Осуществление и организацию прокурорского надзора за деятельностью органов предварительного расследования регулируют нормативные акты, а именно, указы и приказы Генерального прокурора страны, на которые опираются и которыми руководствуются все прокуроры.
Полномочия прокурора на стадии предварительного расследования
Прокурорский надзор за работой органов предварительного расследования и их законностью осуществляется вне зависимости от того, к кому из ведомств они принадлежат. Прокурорский надзор представляет собой единую процессуальную форму, проявляется в контролирующих действиях за точным исполнением законов органами предварительного расследования и следствия.
В случаях выявления нарушения законов и норм права дознавателем (органом дознания), прокурор, осуществляющий надзор, должен лично вмешаться в процесс предварительного расследования, исправит все допущенные ошибки и отменить незаконное решение.
При осуществлении прокурорского надзора на стадии предварительного расследования прокурор обладает следующими полномочиями (ст. 37 УПК):
- указание направления расследования, предоставление информации об избрании, отмене или изменении квалификации преступления, меры пресечения, производстве определенных следственных действий, о розыскных мероприятиях в отношении лиц, совершивших те или иные преступления, а также иных процессуальных действиях;
- предоставление дознавателю согласия на возбуждение ходатайства об избрании, изменении или отмене меры пресечении перед судом, о производстве нового процессуального действия, допустимого на основании судебного решения;
- отмена необоснованных и незаконных постановлений дознавателя или нижестоящего прокурора;
- разрешение самоотвода или отводов дознавателя;
- если дознавателем были допущены значительные нарушения закона, отстранение его от производства предварительного расследования;
- направление рассматриваемого дела от органа расследования другому по подследственности;
- изъятие у любого органа предварительного расследования уголовного дела и его передача в Следственный комитет РФ;
- возвращение дела следователю, дознавателю с письменными указаниями об изменении обвинения или его объемов, о дополнительном расследовании, об изменении обвинительного акта или заключения, о переквалификации действий обвиняемого;
- утверждение постановления о прекращении производства по уголовному делу, а также обвинительного акта и заключения;
- требование от следственных органов и органов дознания устранения всех нарушения федерального законодательства, которые были допущены в ходе предварительного расследования.