Правовое положение дежурных частей органов внутренних дел
Механизм правового регулирования деятельности отделов органов внутренних дел вызывает большой. Абсолютно все сферы взаимоотношений и функционирования дежурных частей ОВД строится на правовой основе. Содержащиеся в законодательстве нормы отражают те или иные модели взаимодействия людей.
Дежурные части органов внутренних дел играют ключевую роль в механизме обеспечения безопасности и сохранения правопорядка. Именно в это структурное подразделение граждане в первую очередь могут обратиться за помощью. От четкости и быстроты принятых решений сотрудников дежурных частей ОВД напрямую зависит эффективность раскрытие и предотвращение преступлений.
В своей деятельности дежурные части органов внутренних дел руководствуются некоторыми принципами. Главными из них выступают: оперативность, строгое соблюдение закона, целеустремленность, объективность, полнота разбирательства, сохранение государственной тайны.
Предметом правового регулирования дежурных частей ОВД являются общественные отношения, которые возникают в процессе функционирования данной службы. Они свободно поддаются организационно-правовому воздействию исходя из необходимых условий.
Также необходимо выделить и сам объект исследования при раскрытии вопроса правового регулирования дежурных частей ОВД. Как известно, источниками норм права являются различные нормативные акты органов власти, а также разноплановость правовых норм предполагает разнообразие их источников. Поэтому необходимо дать характеристику всей совокупности источников норм права, которые регулируют деятельность дежурных частей органов внутренних дел.
Правовой акт – это официальный письменный документ, который утвержден управомоченным субъектом права и имеет обязательный характер.
Исходя из иерархической особенности структуры правовых актов, их можно подразделить на несколько групп.
- Общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры, которые подписаны Российской Федерацией. Например, к ним можно отнести Конвенцию о защите прав человека и основных свобод.
- Законодательные акты государства (Конституция РФ, ФЗ «О полиции» и др.). Эти акты регулируют организацию деятельности в ОВД и отдельные ее вопросы. Например, Федеральный закон «О полиции», Федеральный закон «О противодействии коррупции». Ключевую роль среди всех играет ФЗ «О полиции». Он определяет место полиции в системе органов исполнительной власти, в том числе дежурных частей ОВД. А также подробно разъясняет содержание, цели, задачи полиции и определяет ее права и обязанности.
- Подзаконные и иные акты (Указы Президента, Постановления Правительства, акты государственных органов власти).
- Законодательные акты субъектов федерации.
- Межотраслевые и отраслевые правовые акты. Очевидно, что центральное место занимает Приказ МВД России Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.
- Внутриорганизационные административно-правовые акты руководителей МВД республик в составе России, ГУ МВД, УМВД, ОВД и их коллегиальных органов
Исходя из вышеперечисленных пунктов видно, что правовое регулирование дежурных частей складывается из международных, внутригосударственных и локальных нормативных актов.
Изучив исторический аспект развития и формирования дежурных частей ОВД важным моментом, является то, что уже в 18 веке основная задача полиции была определена законодательно. Она звучала следующим образом: основной задачей полиции являлось создание подразделения, которое бы входило в структуру и круглосуточно могло бы реагировать на обстановку на определенной территории.
Однако, в прошлом веке существовали факторы, которые не позволяли эффективно осуществлять управление дежурными частями. В качестве таковых выступали плохая техническая оснащенность, большая текучка личного состава, нехватка транспортных средств, отсутствие надлежащих навыков и опыта.
Отличительной чертой функционирования дежурных частей органов внутренних дел является то, что они представляют интересы всех служб. При этом важно учитывать, что цели и задачи подразделений должны быть согласованны и направлены во исполнение единой цели. Эти факторы позволяют организовать четкое функционирование всех подразделений для обеспечения работы по предотвращению и раскрытию преступлений.
Структура дежурных частей органов внутренних дел
Эффективность деятельности ОВД зависит от успешного и четкого функционирования всех его структурных частей. Согласованность всех подсистем и подразделений играет большое. Структура дежурных частей ОВД состоит из нескольких уровней:
- дежурные части территориальные органы внутренних дел;
- дежурные части органов внутренних дел на транспорте.
В систему территориальных органов входят следующие органы: дежурная часть МВД России, дежурные части подразделений центрального аппарата МВД России, дежурные части МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, территориальных органов внутренних дел. А к структуре дежурных частей ОВД на транспорте можно отнести следующие: дежурную часть ГУ на транспорте МВД РФ, линейные отделы дежурных частей органов внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.
Ответственность за работу внутри дежурной части несет начальник органа внутренних дел. Он обязан обеспечивать эффективную работу в дежурной части и обеспечивать практическую помощь сотрудникам, а также контролировать ее их деятельность.
Дежурные части ОВД должны быть обеспечены необходимыми помещениями. На дежурную часть органа внутренних дел составляется тактико-технический паспорт по установленной форме.
Итак, подытожим общую систему подчиненности дежурных частей ОВД:
- Центр оперативного реагирования ОУ МВД России.
- Дежурные части МВД, ГУМВД, УМВД России по субъектам Российской Федерации.
- Дежурные части УМВД, МОМВД, ОМВД по муниципальным образованиям.
- Дежурные части территориальных подразделений (отделов, отделений, пунктов полиции) органов МВД России на районном уровне.
Исходя из всего вышесказанного видно, что структура дежурных частей имеет свои особенности и специфику, и ее грамотное изучение будет способствовать ее развитию в будущем.