Право на достойный уровень жизни
Право на достойный уровень жизни (далее ДУЖ) - это система норм, дающих человеку уверенность в его материальной, личной и семейной безопасности, а также возможность доступа к различным культурным ценностям.
Именно право на ДУЖ всегда считалось одним из самых важнейших прав граждан нашей страны. Стоит отметить, что права граждан нашей страны на ДУЖ официально закреплены в таких документах как Всеобщая декларация прав человека и Конституция нашей страны.
Упоминание о праве на ДУЖ в Конституции нашей страны вполне логично. К тому же, закрепление права в Конституции нашей страны отвечает абсолютно всем имеющимся правилам и установкам международного права.
В то же время 22 статья Всеобщей декларации прав человека отметила и официально закрепила право всех людей на достойный уровень жизни и использование в процессе жизнедеятельности тех прав, которые нужны для правильного, эффективного и свободного развития человека как личности в экономической, социальной и культурной сферах.
Статья 25 декларации предусматривает, что абсолютно каждый гражданин нашей страны имеет полное право на ДУЖ, который включает в себя наличие питания, одежды, жилья, медицинского обслуживания и всех социальных услуг, необходимых для поддержания здоровья и благополучия человека и всей его семьи. К тому же, в этой статье еще указано право человека на материальное обеспечение во время безработицы, в период какого-то серьезного заболевания, при инвалидности или при любом другом случае, из-за которого была утрачена возможность самостоятельно зарабатывать и обеспечивать себя и свою семью, но по обстоятельствам, которые не зависят от этого человека.
Стоит отметить, что право на достойный уровень жизни, включает еще и социальную поддержку.
Система права на ДУЖ граждан нашей страны включает в себя следующие компоненты:
- право человека на трудовую пенсию;
- право человека на получение социальных выплат, компенсаций, на социальное страхование;
- право человека на социальные услуги;
- право человека на получение медицинской помощи;
- право человека на получение определенных льгот.
Итак, можно сделать вывод, что право человека на ДУЖ является ценностью в нашем обществе. А все те обязанности, которые возникают в соответствии с этим правом, выполняет государство, так как это необходимо для поддержания нормального уровня жизни населения нашей страны, а государство должно заботиться об этом.
Вообще, право человека на достойную жизнь можно считать правом каждого индивида на такой уровень жизни, который позволит самому человеку и его семье нормально существовать.
Реализация права на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения
Право на ДУЖ является одним из основных социальных прав, закрепленных в международных документах, имеющих обязательную силу для всех государств-участников. В XX веке Российская Федерация стала участницей многих международных и региональных договоров, закрепляющих социальные права и право на ДУЖ. Конституция Российской Федерации признает страну социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Понятие "социальная защита" (далее СЗ) является неотъемлемой частью права на достойную жизнь. Его следует рассматривать достаточно широко. СЗ включает в себя не только основные положения права на ДУЖ, но и часть аспектов трудового права (безработица, занятость, социальные гарантии в сфере труда), семейного права (государственная поддержка институтов семьи и брака), гражданского права (защита и защита частной собственности). Только комплексный подход к этой правовой категории позволяет раскрыть ее сущность.
Конституционными основами СЗ являются основополагающие принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, контролирующие всю деятельность по СЗ граждан.
К основополагающим принципам СЗ относят следующие особенности:
- Во-первых, принципы СЗ являются "высшей мерой" легитимности социальной деятельности государства.
- Во-вторых, принципы СЗ структурируют и ориентируют всю систему социальной защиты на конкретных граждан.
- В-третьих, принципы СЗ закрепляют основные государственные гарантии в социальной сфере.
СЗ должна осуществляться таким образом, чтобы обеспечить принцип доверия граждан к закону и действиям государства. Доверие граждан к закону - это та основа, без которой не может существовать государство, провозглашающее себя законным. В настоящее время авторитет закона, несмотря на совершенствование законодательной техники, обновление состава Государственной Думы, оставляет желать лучшего. Акты в области СЗ должны быть особенно тщательно подготовлены, аргументированы и соотнесены с реальной жизнью. Это связано с тем, что любые просчеты и недочеты законодателя негативно скажутся на положении социально незащищенных слоев населения. Поэтому отмена льгот, осуществляемая в стране, должна быть не только экономически рассчитанной, но и политически предсказуемой.
Говоря о международном осуществлении прав человека, можно сказать, что еще не все государства мира признают права человека. Некоторые политики и теоретики утверждают, в частности, что они соответствуют только реалиям западного общества, основанного на индивидуализме, и не применимы ко многим странам третьего мира, в которых преобладают коллективистские отношения между людьми и другие моральные ценности. С этим аргументом можно согласиться лишь частично.
Социальная практика подтверждает, что развитие стран в экономической и социальной сфере приводит к тому, что начинает развиваться самосознание и индивидуальность человека. Более того, такое развитие стран приводит к тому, что начинает расти стремление человека к свободе и пониманию, уважению человеческого достоинства. Иначе говоря, развитие стран в социальной и экономической сфере приводит к тому, что человек стремится уважать права других людей. Такое стремление способствует раскрепощению и самореализации личности, стимулирует социальный прогресс. Поэтому, учитывая национальные реалии, все более полная реализация индивидуальных прав является общей задачей для всего человечества.