Что представляет собой законность в государственном управлении, каковы ее основные черты и принципы
Законность и правопорядок являются фундаментом нормального существования общества.
Обеспечение законности представлено точным исполнением, правильным применением и неуклонным соблюдением нормативных актов, охраной гражданских прав и интересов государства и восстановлением нарушенных прав и привлечением виновных к ответственности.
Цель законности в деятельности государственного управления проявляется в:
- обеспечении четкой организации работы аппарата управления;
- поддержке государственной дисциплины в сфере управления;
- защите гражданских прав и их законных интересов при осуществлении повседневной деятельности.
Общие характеристики законности государственного управления заключаются в:
- общеобязательности законов, которые обязаны соблюдать все граждане, организации, должностные лица;
- единстве законности, заключающемся в едином понимании и применении законов на всей территории России;
- невозможности противопоставления законности и целесообразности;
- недопустимости отсутствия правовой у населения нашей страны.
Законность характеризуются наличием следующих принципов:
- верховенством закона;
- равенством всех перед законом;
- единством законности;
- всеобщностью и непререкаемостью законности;
- гарантированностью прав и свобод личности;
- неотвратимостью ответственности в случае нарушения законности;
- невозможностью противопоставления законности и целесообразности.
Способы, при помощи которых обеспечивается законность
Законность в нашей стране обеспечивается при наличии экономических, политических, организационных, юридических и общественных гарантий.
Способы обеспечения законности представлены правовыми и организационными формами и методами деятельности, применяемыми государственными органами, которые обязаны поддерживать и укреплять законность и дисциплину при осуществлении органами исполнительной власти своей деятельности.
Способы осуществления законности состоят из:
- контроля;
- надзора.
Контроль представлен системой наблюдения и проверки процесса функционирования объекта и имеет своей целью устранение отклонений от существующих параметров. Контролю отводится важное значение в обеспечении законности государственного управления.
Контроль может быть:
- государственным (осуществляемым от имени государства специально уполномоченными органами);
- общественным (его полномочны проводить общественные организации, трудовые коллективы, отдельные граждане).
Также контроль может быть:
- предварительным;
- текущим;
- последующим.
В зависимости от характера деятельности и круга контролируемых вопросов он может быть:
- общим;
- специализированным.
Организационная взаимосвязь контролирующего и подконтрольного объекта делит контроль на:
- внутренний (внутриведомственный);
- внешний (надведомственный).
Надзор в сфере государственного управления бывает:
- административным;
- прокурорским.
Целью административного надзора является обеспечение точного соблюдения поднадзорными объектами законов, подзаконных актов, правил и инструкций и выявление существующих нарушений.
Эту деятельность осуществляют органы специальной компетенции, представленные федеральными надзорами, службами и инспекциями.
Важная роль в осуществлении административного надзора отводится органам внутренних дел.
Прокурорский надзор осуществляется органами прокуратуры. Данные органы призваны обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод граждан, интересов общества и государства.
Органы прокуратуры способствуют точному и единообразному исполнению законов всеми органами управления, должностными лицами и гражданами.