Создание и развитие национальных государств
Новейшее время в истории славянских народов Центральной и Юго-восточной Европы – это период формирования государственных, социально-экономических механизмов регулирования в странах центральной и юго-восточной Европы (Чехословакия, Венгрия, Польша, Югославия, Болгария) в конце XIX в. — начале 40-х годов XX в.
Вследствие распада Австро-Венгерской империи образовались независимые государства Венгрия, Чехословакия, Югославия. Их возникновению способствовали поражение в Первой мировой войне и рост революционного движения.
Политические процессы в странах Центральной и Юго-восточной Европы во многом определялись авторитарными режимами Австро-Венгрии, Германии и России.
В октябре 1918 г. произошло национальное определение Словакии и Чехии, когда Словацкий и Пражский Национальные комитеты объявили о создании независимого государства Чехии и последующем присоединении Словакии с образованием Чехословацкого государства.
В 1918 г. о своей независимости провозгласило Королевство сербов, хорватов и словенцев, которое включило Сербию, Черногорию, часть Македонии, Боснию, Герцеговину, Хорватию, Воеводино, Словению, Далмацию. Польская республика получила право на самоопределение 24 августа 1918 г. после провозглашения соответствующего Декрета.
В 1929 г. о своей государственности объявила Югославия.
Государственное устройство и право славянских стран в Новейшее время (до начала 40-х гг. XX века)
На конституционные законы славянских стран большое влияние оказали уже существующие конституции буржуазных стран.
В ноябре 1918 г. была утверждена Временная конституция в Чехословацкой республике. В конституции устанавливалось, что высшим законодательным органом является Национальное собрание, глава государства – президент. Конституция 1920 г. предоставляла демократические права и свободы: свобода совести, слова, печати, собраний, право избирать и быть избранным. Однако в случае осадного положения многие права могли быть ограничены. Высшим органом государственной власти выступало Национальное собрание, включающее две палаты, президента, Совет министров, Верховный суд и независимые судей.
В 1919 г. в Польше была принята Малая конституция, закрепляющая власть Учредительного сейма и главы государства, исполняющего решения сейма и являющегося главнокомандующим армией. В марте 1921 г. в Польше была принята Майская конституция, которая провозглашала:
- принцип разделения властей;
- представительскую демократию;
- унитарную форму государственного устройства;
- ответственность правительства перед парламентом.
Польский парламент состоял из двух палат – сената и сейма, обладающих законодательной властью. Главой государства являлся президент, который представлял государство на международной арене, руководил назначением и роспуском правительства, мог созывать и распускать сейм и многое др. В конституции были отражены социальные и демократические права и свободы граждан.
В Румынии, Югославии и Болгарии сохранилась монархическая форма правления, однако избирательное право подверглось демократическим изменениям. Были провозглашены отдельные демократические права и свободы.
В 1921 г. в Югославии была принята Виттовдановская конституция, закрепляющая широкие полномочия короля, однако лишающая избирательных прав женщин.
Конституция Румынии 1923 г. закрепляла монархическую форму правления, принцип народного суверенитета, сохранялись привилегии знати и помещичье землевладение. Король вместе с национальным представительством осуществлял законодательную власть. Король обладал значительными полномочиями. Гражданские права и свободы были закреплены в конституции лишь формально и не скрывали ее авторитарной сущности. Все права практически были нивелированы принятием в 1923 г. антидемократических законов и в 1926 г. законов о формировании палаты депутатов.
Непродолжительные демократические сдвиги в 20-е гг. не привели к созданию либерально-демократической идеологии, что позже отразилось в формировании авторитарных или военно-авторитарных режимов, которые просуществовали до Второй мировой войны.
В странах региона помимо конституционного строительства были проведены сельскохозяйственные (аграрные) реформы. Эти реформы не коснулись крупного помещичьего землевладения. В Чехословакии и Румынии подлежали отчуждению за выкуп излишки помещичьей земли, которые превышали определенную норму (в Чехословакии - 250-500 га, в Румынии – 500 га). В результате реформ в Болгарии был установлен максимальный размер землевладения в 30 га.
Мировой кризис 1929-1933 гг.
Экономический кризис, разразившийся в мире в 1929-1933 гг., отразился на славянских странах Центральной и Юго-восточной Европы, так начали проявляться признаки:
- кризиса парламентаризма;
- ущемления конституционных прав и свобод;
- вмешательства государственно-бюрократического аппарата в жизнь общества.
В Болгарии установился военно-авторитарный диктаторский режим. В конституциях Югославии, Польши, Румынии были закреплены авторитарные принципы и институты.
Характерной чертой славянских государств была их зависимость от фашистских Италии и Германии. Прямая зависимость установилась в годы Второй мировой войны: Польша, Албания, Чехия, Югославия были оккупированы, а Венгрия, Болгария, Словакия и Румыния - присоединены к гитлеровской коалиции и превращены в полуколонии.
В разное время в Югославии, Болгарии, Чехословакии, Польше, Румынии, Венгрии были созданы антифашистские силы:
- Югославия (1941 г.) - Единый национально-освободительный фронт;
- Болгария (1942 г.) - Отечественный фронт;
- Польша (1942 г.) - движение Сопротивления;
- Чехословакия (1943 г.) - Национально-освободительный фронт;
- Румыния (1943 г.) - Патриотический антифашистский фронт;
- Венгрия (1944 г.) - Национальный фронт.
На базе этих организаций во многом формировалась послевоенная народно-демократическая власть.