Понятие экономико-правового регулирования в области охраны окружающей среды
Экономико-правовое регулирование в области охраны окружающей среды – это комплекс мер, действий, способов и методов регулирования экономико-правовых отношений в области пользования природными ресурсами и охраны окружающей среды.
Экономико-правовое регулирование включает ряд мер:
- разработка и внедрение государственных прогнозов, касающихся социально-экономического развития и основанных на экологических прогнозах;
- разработка и внедрение в области экологического развития в стране федеральных и целевых программ, касающихся охраны окружающей среды территорий субъектов РФ;
- проведение природоохранных мероприятий для предотвращения нанесения вреда и убытка окружающей среде;
- определение лимитов на выбросы / сбросы загрязняющих веществ, токсических веществ, биологических материалов, установление предельных норм на размещение отходов производства, а также другие виды вредного воздействия на среду;
- установление штрафных санкций за вредоносное воздействие на окружающую среду.
Закон об охране среды осуществляет регулирование отношений, которые складываются в вопросах охраны среды, указывает на необходимость разработки и внедрения федеральных программ в сфере экологического воспитания и развития населения страны, целевых программ по вопросам охраны окружающей среды территорий субъектов РФ; регулирует и контролирует все разновидности предпринимательской деятельности, которая направлена на охрану среды; определяет порядок экологического страхования, осуществляемого для защиты материальных интересов физических и юридических лиц в случае возникновения экологических рисков.
Методы экономического регулирования
В экологическом законодательстве к главным методам экономического регулирования отношений относит:
- экономическое оценивание природных и/ или природно-антропогенных объектов;
- экономическое оценивание влияние хозяйственной деятельности населения на окружающую среду;
- предоставление налоговых льгот (и иных субсидий) при внедрении альтернативных видов энергии, переработке отходов, применении новейших современных технологий, вторичных ресурсов, при реализации разного рода эффективных мер, направленных на охрану среды;
- поддержка инновационной, предпринимательской и иной деятельности (включая экологическое страхование), ориентированной на охрану среды;
- возмещение негативного влияния на окружающую среду в установленном законом порядке, различные методы экономического регулирования по эффективному осуществлению и совершенствованию охраны окружающей среды.
Проблемы реализации и современное состояние экологического нормирования
Наряду с экономико-правовым регулированием в области охраны окружающей среды законодательно предусмотрено нормирование.
Основной принцип нормирования – установление нормативов качества окружающей среды, возможного и допустимого влияния на окружающую среду, государственных стандартов, нормативов и нормативных документов в сфере охраны окружающей среды.
Нормативные документы и нормативы в сфере охраны среды создаются, утверждаются и реализуются, основываясь на современных достижениях с учетом международных стандартов и правил в области охраны окружающей среды, на соблюдении требований, устанавливаемых в законодательном порядке.
В Законе об охране среды закрепляются следующие виды нормативов:
- общие нормативы, устанавливаемые для оценки и характеризующие качества окружающей среды, для сохранения экологических систем, генетического фонда флоры и фауны;
- нормативы допустимого воздействия на среду;
- нормативы допустимых сбросов и выбросов различных веществ и микроорганизмов;
- нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду и др.
Экологическое нормирование – особый правовой институт, функционирование которого направлено на определение и установление научно обоснованных пределов воздействия на окружающую среду, опираясь на общественные долгосрочные интересы в сохранении качественных и количественных признаков, природных характеристик, реализацию права каждого человека на благоприятную среду.
Экологическое нормирование представляет собой организационно-правовую деятельность по установлению экологических регламентов и нормативов (допустимых норм воздействия) на окружающую среду. При установлении таких норм гарантируется экологическая безопасность и сохранение биологического разнообразия.
Государство, при установлении нормативов качества окружающей среды, учитывает ряд критериев: здоровье человека, неблагоприятные последствия вредных воздействий и их способность длительно воздействовать на организм человека и природу.
В сфере экологического нормирования присутствуют нормативные предписания, содержащиеся в целом ряде нормативных актов природоресурсного характера. Общие положения о нормировании закреплены в законодательных актах субъектов РФ. Областное законодательство определяет региональный орган исполнительной власти, который уполномочен разрабатывать нормативные документы в сфере охраны окружающей среды, относительно отдельных природных ресурсов.
Правовая база экологического нормирования достаточно разветвленная, однако в ней имеются определенные пробелы. Так, в Законе о недрах отсутствуют положения о нормативах изъятия полезных ископаемых, о порядке установления и их применения.
Закрепление экологического нормирования в законодательстве в отношении отдельных фрагментов природной среды – почвы, воды, водных биоресурсов, лесов – вызывает со стороны многих представителей современной эколого-правовой доктрины определенные нарекания, так как данный подход не учитывает возможности перемещения из одной среды в другую загрязняющих веществ, их суммарной концентрации и возможности накопления в окружающей среде.