Понятие и значение обстоятельств, исключающих административно-юрисдикционное производство
Всеми процессуальными кодексами, в том числе и Кодексом РФ об административных правонарушениях, предусматривается закрытый перечень обстоятельств, которые свидетельствуют о том, что лицо не может быть привлечено к ответственности, а производство по юридическому делу – продолжено.
Обстоятельства, исключающие административно-юрисдикционное производство – юридические факты, которые свидетельствуют о невозможности или нецелесообразности привлечения лица к административной ответственности.
Юридическое значение данных обстоятельств состоит в следующем:
- подлежат установлению по каждому административному правонарушению (п. 6 ст. 26.1 КоАП РФ);
- препятствуют возбудить дело о правонарушении (ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ);
- влекут прекращение дела о правонарушении (ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Классификация обстоятельств, исключающих административно-юрисдикционное производство
Причины, по которым производство по факту административного правонарушения должно быть прекращено, могут быть различными. Вся совокупность данных обстоятельств может быть классифицированы на:
- объективные (связанные с правонарушением);
- субъективные (связанные с личностью правонарушителя).
Объективные обстоятельства при этом можно подразделить на фактические, характеризующие собственно действие (бездействие), и юридические, связанные с правовым регулирование ответственности за данное деяние.
По времени возникновения обстоятельства, исключающие административно-юрисдикционное производство, делятся на:
- ретроспективные, возникшие до момента рассмотрения дела субъектом административной юрисдикции;
- перспективные, возникшие во время рассмотрения юридического дела.
Краткая характеристика обстоятельств, исключающих административно-юрисдикционное производство
- Отсутствие события административного правонарушения (п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Данное основание прекращения дела означает, что органом административной юрисдикции не установлено факта совершения деяния, запрещенного КоАП РФ.
- Действие в условиях крайней необходимости (ст. 2.7, п. 3 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Не может считаться противоправным деяние, формально подпадающее под норму КоАП РФ, но совершенное в целях предотвращения опасности, угрожавшей личности, обществу или государству. При этом закон указывает на два критерия правомерности таких действий: невозможность устранить угрозу иным способом и причинение меньшего вреда, чем предотвращенный.
- Отсутствие состава административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). В данном случае несмотря на то, что факт деликта имел место, дело прекращается за отсутствием какого-либо обязательного объективного или субъективного признака состава правонарушения. В особую группу следует выделить требования к субъекту правонарушения: недостижение гражданином возраста административной ответственности или его невменяемость означают необходимость прекратить административное дело.
- Амнистия или отмена закона, устанавливавшего ответственность за административное правонарушение. Акт амнистии может повлечь прекращение административного дела, только если правонарушитель попадает под действие данного акта (по признакам самого лица и совершенного им деяния). Прекращение производства по делу вследствие утраты силы законом возможно только в том случае, если в то же время не устанавливается уголовная ответственность за данное деяние.
- Истечение сроков давности (п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Длительность и порядок исчисления давностных сроков урегулирован ст. 4.5 КоАП РФ; данные нормы направлены на то, чтобы своевременно устранять последствия административных деликтов и наказывать лиц, их совершивших. Считается, что истечение срока давности свидетельствует об утрате деянием свойства противоправности и вредности.
- Наличие вступившего в силу решения по данному факту (п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). Обязательность судебных и правоприменительных решений заключается в том, что при наличии неотмененного решения по существу дела (как административного, так и уголовного) невозможно осуществлять еще одно, параллельное рассмотрение того же факта.
- Смерть физического лица или ликвидация юридического лица (п. 8 и 8.1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
Специфическим основанием прекращения административно-юрисдикционного производства выступает его совершение военнослужащими или лицами, имеющими специальные звания (ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ). Когда будут выяснены все обстоятельства деликта, производство по делу подлежит прекращению с целью привлечения виновных лиц к иному виду ответственности – дисциплинарной.