Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Административно-правовое регулирование: понятие, соотношение со смежными категориями

Сущность административно-правового регулирования

Определение 1

Административно-правовое регулирование – это вид отраслевого правового регулирования, который основан на действии административного права и обширного набора административно-правовых средств на общественные отношения в сфере деятельности государственной администрации.

Административно-правовой порядок является итогом административно-правового регулирования. Процесс формирования данного регулирования совпал с появлением административного законодательства, административно-правовой нормативной регламентации, образования административного права, как самостоятельной отрасли права.

С возникновением новых общественных отношений, которые нуждаются в административно-правовом регулировании, развиваются и совершенствуются административное право и законодательство, административные институты, само содержание административного и правового регулирования.

Конец XX века охарактеризовался значительными социально-экономическими преобразованиями, что нашло отражение в становлении институтов публичной власти, административно-правовом регулировании. Долгое время основное внимание в сфере административного права акцентировалось на изучении и рассмотрении категории «государственное управление».

Государственное управление — это вид государственной деятельности, в основе которого лежит реализация исполнительной власти. Осуществляется такое управление посредством исполнительно-распорядительного государственного аппарата (органов государственного управления). Основу административно-правового регулирования составляет воздействие совокупности юридических средств административного и правового характера на общественные отношения.

Юридические сферы административно-правового регулирования:

  • отрасль и подотрасли административного права;
  • административно-правовые институты;
  • административно-правовые нормативные акты;
  • первичные веления;
  • индивидуальные административные и правовые акты;
  • режимы и методы административно-правового регулирования;
  • административные правоотношения;
  • юридические факты;
  • меры дисциплинарной и административной ответственности.
«Административно-правовое регулирование: понятие, соотношение со смежными категориями» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Соотношение административно-правового регулирования со смежными категориями

В отличии от некоторых иных отраслей (конституционного, трудового, гражданского права) в административном праве нет единого и основного кодифицированного закона. Общий юридический источник, в котором государство могло бы прямо провозгласить и поставить перед административным законодательством и правом основные цели, отсутствует.

При развитии и становлении административного законодательства и права государство с их помощью должно обеспечить нормальное функционирование государственных органов административной власти, системы подведомственных государственной администрации государственных организаций (учреждений и предприятий). Государство, опираясь на административное право, должно обеспечить эффективное административное и правовое регулирование деятельности субъектов права, находящихся в сфере этого вида регулирования. В этом заключены основные интересы, цели и задачи государства в отношении административного права.

Публичные цели и интересы в процессе административно-правового регулирования трансформируются в задачи, цели, права и обязанности, функции субъектов, принимающих участие в этом процессе. Государство для осуществления указанных интересов и целей должно наделять «доверенных лиц» (субъектов государственной администрации, государственные служащие) властными правами, правами особого рода. Во многих ситуациях государство предоставляет должностным лицам (носителям административной власти) действовать по собственному усмотрению, самостоятельно решать, как и когда им необходимо императивно и властно действовать.

Государственные органы и само государство регламентируют более детально, подробно и однозначно поведение субъектов административного права, которые властными правами не обладают. Основные интересы и цели государства, получившие закрепление и отражение в административном праве, принуждают его давать большую правовую свободу администрации государственных организаций, исполнительной власти, более детально регламентировать и описывать поведение субъектов, не обладающих властными полномочиями, в актах административного права.

Юридические способы административно-правового регулирования:

  • дозволение;
  • обязывание;
  • запрет;
  • запрещение;
  • увязывание;
  • дозволение.

Последние три способа используются, когда субъекты административного права стремятся к исполнительной (а не распорядительной) деятельности. Изначально административное право определяет всю совокупность юридических средств, участвующих в административно-правовом регулировании, которое начинается с появления административно-правовых норм и нормативных актов. Заложенное в них влияние юридических средств на общественные отношения трансформируется в реальное, практическое административно-правовое регулирование, при котором их субъекты подчиняют свое поведение административно-правовым велениям.

От момента принятия административно-правовых актов законодателем до реализации их субъектом правовых отношений существуют многочисленные факторы, которые снижают эффективность административно-правового регулирования. Ожидаемый исполнительными органами, государством результат от такого регулирования выражается в достижении предусмотренного в административном праве особого порядка административного регулирования. Данный порядок выражается в определенной деятельности, организации субъектов административной власти, юридических лиц и граждан.

Результат административно-правового регулирования может быть достигнут с помощью юридических средств индивидуального, нормативного или правоприменительного характера.

В административно-правовом регулировании выделяют две важнейшие структурные части:

  • нормативное, или правоустановительное регулирование;
  • индивидуальное, или правоприменительное регулирование.

Договорное регулирование является менее распространенным и характерным. Договоры заключаются с гражданами, поступающими на службу. Договорная форма используется федеральными органами исполнительной власти, которые имеют право передавать часть своих полномочий органам исполнительной власти субъектов РФ (и наоборот). Такое соглашение является вертикальным.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 01.09.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot